Анна Морозова: «Пиарщик должен проходить сухим сквозь струйки дождя»


Продолжаем рубрику «Откровенное интервью». Анна Морозова, генеральный директор агентства по связям с общественностью «PRимер», поделилась с читателями своим видением развития PR-отрасли в Тюменском регионе

Анна Морозова: «Пиарщик должен проходить сухим сквозь струйки дождя»

- Анна, расскажите о себе: откуда вы, где учились и как пришли в профессию?

- Я родилась в Тюменской области, у меня высшее образование: закончила исторический факультет Тюменского государственного университета в 1998 году. По специальности работала четыре года. Вообще мне всегда нравилось изучать историю, писать сочинения, и я страстно любила читать в детстве. Ну и предполагала, что буду работать всегда на стыке этих умений и предпочтений – в журналистике, в школе… Но на пятом курсе истфака мой друг Сергей Новосёлов (он сейчас редактор окружной газеты «Аграрные известия») подарил мне книгу Сэма Блэка {считается одним из родоначальников PR’а – прим. ред.}, так как считал, что у меня есть все задатки пиар-специалиста. Как сейчас помню: оранжевенькая, в дешевой мягкой обложке, перевод так себе, год издания 1995-й, кажется. Я прочитала, подумала: «Здорово!», и… продолжила работу в журналистике. Затем было пять лет замечательного сотрудничества с риэлторским сообществом в качестве исполнительного директора Тюменской гильдии риэлторов. Там-то книжечка Сэма и пригодилась. В 2003 году создала PR-агентство «PRимер» и вот уже пятнадцатый год занимаюсь коммуникациями.

- У вас большой опыт в сфере PR. Как изменилась отрасль именно в нашем регионе за годы вашей работы?

- С одной стороны, изменилась существенно. Во всех крупных компаниях сейчас есть пиар-специалисты, как бы они ни назывались: пресс-секретари, начальники отдела внешних коммуникаций либо департамента связей с общественностью… Практически все государственные органы уже обзавелись пиарщиками за это время. Определены функционал, права и обязанности пиар-специалистов. Кафедра социальных технологий ТюмГНГУ в свое время выпустила достаточное количество людей с официальными «корочками». То есть отрасль существует, все развивается, все что-то делают. Но с другой стороны, профессионального сообщества у нас нет ни фактически, ни номинально. Вакуум. Все попытки как-то структурировать специалистов по профессиональному признаку увязают, тухнут и гаснут на лету. Может, местность наша болотистая тому виной? Шучу. Но если серьезно, очень печалит это. В свое время я на общественных началах года четыре занималась неким неформальным объединением пиарщиков – организовала Клуб PR-специалистов, мы собирались примерно раз в месяц, заранее определяя интересные для всех темы, просто делились новостями. И, в принципе, всем это нравилось, у нас был постоянный костяк да и от рассылки новостей клуба никто не отказывался. Но когда встал вопрос о том, чтобы формализовать объединение (а способов формализации было несколько, начиная от вступления в Российскую ассоциацию по связям с общественностью и заканчивая созданием своего некоммерческого партнерства), все сразу разошлись. Потому что это деньги, затраты и ответственность. Отсюда (из отсутствия профессионального сообщества) возникает вторая болевая точка, которая напрямую влияет на рынок – наши потенциальные заказчики: а) не знают про нас; б) не видят нашей ценности; в) не понимают, что мы можем им предложить и что сделать; г) не понимают в принципе, для чего нужны связи с общественностью.  

- Отличается ли на сегодняшний день уровень федерального и регионального пиара?

- Я могу только с точки зрения пиар-агентств сказать, потому что их работа отличается от внутренних коммуникаций. Различия между федеральными и региональными пиар-агентствами колоссальны. У нас, например, нет и никогда не будет таких объемов, как у них, такого уровня заказчиков, брендов. Но вести сравнение в плане креативных каких-то вещей и качества исполнения именно на местном уровне вполне корректно.

- Что можете сказать о выпускниках специальности ССО («Связи с общественностью»)? Почему закрылась эта специальность: у профессии нет будущего?

-  Будущее у профессии есть. Не надо смерть кафедры идентифицировать со смертью профессии.

- Продолжите фразу: «Пиарщики лучше всего получаются из...»

- …людей гуманитарного склада ума и, соответственно, гуманитарных направлений обучения. Журналисты – относительно. Маркетологи – нет.

- Каким должен быть пиарщик сегодня? Что должен обязательно уметь? Какие личностные качества отличают его от представителей других профессий?

-  Я считаю, что грамотный пиар-специалист должен уметь: а) писать хорошо, быстро, много и в разных жанрах; б) иметь сильные организаторские способности; в) уметь видеть конечную картинку. То есть совсем не обязательно уметь самому работать в дизайнерских программах, но уметь внятно и понятно написать техническое задание дизайнеру нужно. Помимо этого, пиар-специалист должен быть на несколько шагов впереди, он должен чуть больше знать, уметь анализировать полученную информацию, логически мыслить, делать верные выводы… Что касается личностных качеств, то, конечно же, пиарщик должен обладать стрессоустойчивостью (наша профессия – одна из самых стрессовых), обаянием, коммуникабельностью. Очень важна толерантность, потому что пиар-специалисты представляют интересы многих сторон, разных людей, компаний. В одной старой, то ли польской, то ли словацкой, сказке было такое выражение: «Пройти сухим сквозь струйки дождя». Мне кажется, это одно из лучших определений нужных качеств пиарщика.

- Понятие «черный пиар» актуально до сих пор? Если да, то в чем оно проявляется сегодня? Как можно отличить «белое» от «черного». Есть ли еще какие-то разновидности пиара?

- Да, это понятие актуально сегодня и вовсю используется. Если в разных СМИ одномоментно появляются публикации с явно негативной коннотацией, – к гадалке не ходи, все понятно. Но если говорить о нашем тюменском, «местечковом» уровне, то эти методы используются очень скупо и редко. И да, «черный» и «белый» пиар – это не разновидности, это методы, а методов есть множество.

- Пиарщик в штате или пиар-агентство – в каких случаях что актуальнее? Были ли у вас ситуации, что к услугам агентства прибегали компании, у которых есть аналогичный штатный сотрудник?

- Пиарщик в штате нужен в очень больших компаниях, но у них он обычно и есть. Пиарщик на аутсорсинге выгоден и удобен компаниям с диверсифицированным бизнесом. Внутренний отдел связей с общественностью выполняет у них определенный объем задач, необходимый всему холдингу, а конкретными направлениями/проектами занимаются аутсорсеры. Еще пиар на аутсорсе выгоден компаниям средней руки. Причем он им выгоден даже чисто с экономической точки зрения (в плане оплаты труда). К сожалению, тюменский бизнес средней руки этого зачастую не понимает. Хотя, возможно, даже и  не знает. И вот одной из задач профессионального объединения PR-специалистов была бы подобная просветительская кампания для бизнеса.

- Насколько сохраняет актуальность старый добрый пресс-релиз? Чем сейчас удивить прессу, чтоб материал попал в СМИ бесплатно?

- Я человек старой закалки, поэтому убеждена, что ни один из работающих инструментов сбрасывать со счетов нельзя. И да, пресс-релиз по-прежнему имеет значение. Пока мы в целом не научились пользоваться в совершенстве классическими методами, нам рано давать в руки какие-то современные и суперсовременные методы. Хотя я понимаю, чем вызван ваш вопрос. Бывая на мероприятиях в качестве копирайтера или приглашенного гостя, я с удивлением вижу, как нарушаются многие PR-стандарты. Например, нет ни анонсирующих пресс-релизов, ни итоговых, ни фотоотчетов, ни списка спикеров. Про бэкграундер вообще молчу: такое ощущение, что мало кто из молодых пиарщиков про него в принципе знает. Это неправильно.

-  Исходя из вашего опыта, расскажите, какие пиар-услуги сейчас наиболее востребованы?

- Сейчас востребовано информационное обслуживание в сочетании с SMM, организация и проведение различных мероприятий, работа со СМИ при открытии, например, нового производства, запуска нового проекта. По-прежнему от PR-агентств востребованы организационные услуги – от заказа кейтеринга до изготовления беджей.

-  Кто ваши основные заказчики – крупные компании или есть и малый бизнес?

-  Сейчас у меня немного заказчиков. Это и крупный, и средний бизнес. Плюс часть заказов от коллег, федеральных PR-агентств. Я никогда не стремилась к большому количеству клиентов, потому что это неизбежно сказывается на качестве оказания услуг.

- Вы принимаете участие в крупных тендерах на пиар-сопровождение, насколько это актуально/интересно?

- У нас такая специфика профессии, что работают исключительно рекомендации и личные знакомства. За 13 лет у меня не было ни одного заказа, выигранного по тендеру. Конечно, это не повод для гордости, но и скрывать этот факт не вижу смысла.

- Какой проект за годы работы агентства вам запомнился больше всего?

- Хм, сложный вопрос. Один невозможно выделить, пожалуй, по эмоциональным ощущениям их несколько. Первый – это открытие ресторанного комплекса федеральной компании «Росинтер Ресторантс» («Планета Суши», «Сибирская корона», «Ростикс») на Цветном бульваре. Это 2006 год. Не было еще ни McDonald’s, ни KFC, а японских ресторанов в Тюмени было один или два. И тут появляются федералы! Мы этим проектом занимались четыре месяца – делали все: пресс-конференция, приглашение властей, написание сценария открытия, работа с артистами, в том числе с группой «Гости из будушего», которая выступала на открытии. Это была и для меня, и для моей команды колоссальная школа в плане работы с федеральными заказчиками. Горжусь, что в итоге все прошло без сучка, без задоринки: нам удалось создать такую чудесную атмосферу праздника, гости до пяти утра не расходились. Второй запомнившийся момент – это творческая встреча писателя Алексея Иванова с тюменцами. 

Иванов_1.jpg 

Фото из архива Анны Морозовой

Она была организована по инициативе книжного магазина «Перспектива». В обязанности нашего агентства входила собственно организация этой встречи плюс еще встреча со студентами ТюмГУ и цикл больших интервью для тюменских СМИ. Благодаря довольно масштабному анонсированию встречи у Алексея Викторовича сдвинулся с мертвой точки проект, лежавший на полке четыре года. Да-да, речь о сериале «Тобол», съемки которого вот-вот уже начнутся в Тобольске. В тот момент, когда писатель был в Тюмени, продюсер Олег Урушев позвонил ему и тут же прилетел в Тюмень. Вместе с Алексеем Ивановым в эфире телекомпании «СТС-Ладья» они сделали официальное заявление, что будет сниматься сериал. Так я, можно сказать, прикоснулась к истории.

- Что или кто дает силы для развития бизнеса? Нет ли разочарования в профессии?

- Периодически накатывает раздражение, особенно когда приходится разъяснять очевидные вещи. А разочарования в профессии у меня пока еще не было, слава Богу. Я по-прежнему испытываю кайф и драйв, реализуя различные проекты, по-прежнему переживаю, чтобы все было на уровне, прошло качественно. В общем, наверное, моя работа меня и заряжает.

- У вас есть хобби? Чем увлекаетесь и как отдыхаете?

- Хобби у меня одно-единственное на всю жизнь – это чтение книг.

- Какие фильмы про пиар, пиарщиков или полезные для пиарщиков вы посоветуете посмотреть?

- Очень редко смотрю сериалы, но могу рекомендовать «Карточный домик», Mad Men (или «Безумцы»), а из фильмов «Хвост виляет собакой», «Здесь курят», «Вся президентская рать», «Мартовские иды». Отличнейшие российские фильмы «День радио», «День выборов», «Горячие новости». А вообще рекомендую больше читать. Обязательно нужно прочитать книги Кристофера Бакли «Здесь курят», «Господь – мой брокер», «Они ведь едят щенков, правда?». Великолепен Умберто Эко, в частности, близка к нашей профессии его последняя книга «Нулевой номер». В профессиональном плане сейчас довольно много полезной прикладной информации выкладывается в специализированных группах и каналах в Facebook’e, в Telegram’e, советую на них подписаться и быть в курсе новых тенденций.

3 A.jpg

Редакция портала PRoБизнес72 благодарит администрацию отеля "Mercure" за гостеприимство.

Фотограф - Евгений Шаров.

Беседовала - Анна Клепикова.

Источник:  PRoБизнес72

 



Возврат к списку

Актуальные темы