Как строить бизнес с корейскими партнёрами

Современная Корея входит в число самых успешных экономик мира, лидирует в таких сферах, как хайтек и судостроение, является одним из ведущих азиатских финансовых центров. Впечатляющие темпы экономического роста были обусловлены особенностями тысячелетней корейской культуры. Тем, кто хочет наладить деловые отношения с Кореей, нужно их обязательно учитывать.


 

Как строить бизнес с корейскими партнёрами

Особенности делового этикета

Устанавливая деловые связи с корейцами, важно заручиться поддержкой третьей стороны — кого-то, кто может вас представить. Для организации первой встречи лучше пригласить посредника, которого ваши будущие партнёры хорошо знают, — именно он должен представить вашу компанию и рассказать о перспективах для сотрудничества. Если вы попробуете обратиться к кому-нибудь напрямую, это, скорее всего, вызовет непонимание или даже подозрения. 

Корейское общество — это конфуцианская иерархическая система, в которой большое значение имеет социальный статус. Корейский бизнес устроен так же. Каждый работник соотносит свою должность в компании со своим местом в обществе и мире. Кроме того, в Корее огромное значение имеют личные связи. Лучший способ продвинуться в бизнесе — построить обширную сеть контактов. В сотрудниках ценят лояльность руководству. Повышение по службе часто получают не самые талантливые, а самые преданные. 

Умение определять позицию человека в сложной иерархической системе — важное условие построения эффективной коммуникации с корейскими партнёрами. В деловом общении принято обращаться друг к другу, используя фамилию и должность: «Здравствуйте, президент Ким! Здравствуйте, директор Ли!» Конечно, корейцы воспринимают и западный стиль («Здравствуйте, мистер Парк!»), но они, безусловно, оценят ваше стремление приобщиться к их традициям. Так что, если вас представляют корейцу, встаньте для приветствия, пожмите его руку и слегка поклонитесь (учтиво, но не так глубоко, как это принято у японцев). 

Неотъемлемая часть корейской деловой культуры — визитные карточки. Если на Западе без них можно уже обойтись, то в Корее обмен визитками — это своего рода ритуал, позволяющий собеседникам оценить позицию и социальный статус друг друга. Принимать карточку нужно двумя руками. Отнеситесь к ней бережно, ни в коем случае не убирайте в карман — это покажет ваше неуважение к партнёру. 

Тактика ведения переговоров

Корейцы уделяют большое внимание образованию, так как оно является мощным социальным лифтом. Диплом Сеульского национального университета (Seoul National University, SNU) практически гарантирует успешную карьеру в бизнесе или в правительстве. Образовательные учреждения используют рейтинговую систему, которая с детства воспитывает в корейцах соревновательный дух и стремление быть лучшими. Именно поэтому, попадая за стол переговоров, корейцы будут жёстко отстаивать интересы своей компании. 

Внешняя мягкость и демонстративная вежливость корейцев могут ввести в заблуждение — например, они крайне редко используют слово «нет». Но дело вовсе не в податливости корейских переговорщиков, а в том, что это считается невежливым. Если вы не договорились о чём-либо, вам откажут непрямым способом. Например, корейский банкир, вместо того чтобы просто отказать вам в кредите, сделает его условия настолько невыгодными, что вы уже сами не захотите их принять. 

Готовьтесь к тому, что у корейской стороны будет больше людей, чем у вас. Пользуясь численным превосходством, корейцы постараются взять инициативу переговоров в свои руки. Я бы оценил местный стиль ведения переговоров как агрессивный и напористый. Корейцам важен результат, а не атмосфера. Важные вопросы здесь практически всегда ставят ребром. 

Отстаивать свою позицию нужно жёстко, но корректно. Рекомендую избегать категоричных формулировок. Не загоняйте оппонента в угол, оставляйте простор для манёвра, чтобы он мог сохранить лицо в глазах коллег. Никогда не ставьте под сомнение компетентность противника, даже если понимаете, что он не очень хорошо разбирается в вопросе. Поправляя собеседника, нужно выражать свою точку зрения деликатно. 

Начиная переговоры, не показывайте, что вы торопитесь и ни в коем случае не говорите, когда именно вы планируете уехать из страны. Корейцы не преминут воспользоваться этой информацией, чтобы затянуть переговоры и вынудить вас в спешке согласиться на условия, которые выгодны им, а не вам. Будьте готовы провести в стране столько времени, сколько потребуется для подписания договора. 

Собираясь работать с корейцами, готовьтесь к тому, что они не особенно уважают письменные контракты. Договор — это лишь формальное подтверждение словесного соглашения между сторонами. Корейцы предпочитают прийти к общим договорённостям и оставляют обсуждение деталей «на потом». 

Заключив письменное соглашение, корейцы будут продолжать маневрировать, выторговывая себе лучшие условия. Именно в постоянных переговорах, как мне кажется, заключается суть корейского способа вести дела. Планируя выходить на корейский рынок, имейте ввиду, что летать в Сеул вам придётся очень часто.

 

Автор - Андрей Цыганков, глава представительства РВК в Южной Корее.

Источник: Секрет фирмы

 

Возврат к списку

300x250 (1).png

Самое читаемое

Актуальные темы