15 советов для бизнеса от Натальи Паденко
О том, как завоевать доверие клиентов, какими способами продвигать свой бизнес, когда открывать франшизу и чем женское предпринимательство отличается от мужского, рассказывает спикер форума СУП-2018 — Наталья Паденко.
В сентябре в Тюмени прошел VI форум «Слет Успешных Предпринимателей», который за 6 лет обрел статус международного. В Тюмень приехали ведущие эксперты и успешные предприниматели из России, Китая, Швейцарии, Финляндии, Армении и поделились с участниками СУП-2018 своим опытом и инструментами построения бизнеса. Наталья Паденко ― Председатель комитета по развитию женского предпринимательства Тюменского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», директор клининговой компании «Clean with love» делится успешными решениями для бизнеса.
Про развитие бизнеса
1. Дайте себе время. Говорят, что первые три года в бизнесе ― самые сложные. Я бы сказала иначе: первые три года помогают понять, твоя это ниша или нет. Постарайтесь за это время максимально углубиться в бизнес, применить все знания на практике, пройти через ошибки и промахи. После этого вы сможете определить, стоит ли продолжать развитие в выбранной сфере или искать что-то новое.
2. Не бойтесь ошибок. Их можно минимизировать, если до открытия своего дела пройти различные обучающие курсы и семинары, прочитать бизнес-литературу. Однако на практике все будет иначе ― ошибок не избежать. Главное, видеть в них возможности для роста, не опускать руки и всегда идти вперед.
3. Позаботьтесь о персонале. Самый сложный этап в сфере услуг ― подбор персонала. Здесь я рекомендую все же пройти обучение, касающееся командообразования и различных HR-приемов. В дальнейшем необходимо составить регламент для сотрудников и постоянно обучать и развивать свою команду.
4. Умейте делегировать обязанности. Как только у вас появится возможность взять себе помощников и новых людей в команду, берите, не раздумывая. Чем меньше вы будете отвлекаться на мелкие дела, тем больше у вас будет времени, чтобы сосредоточиться на главных вопросах развития бизнеса.
Про рекламу и продвижение
5. На сегодня самый действенный способ продвижения ― это соцсети и интернет-реклама. Регулярно выкладывайте посты и следите за развитием ваших страничек. Другой действенный способ заявить о себе ― участие в различных имиджевых мероприятиях. Так вы сможете продвигать бренд компании.
6. Если вы только открыли свой бизнес в сфере услуг, у вас нет времени «раскачиваться». На начальных этапах доверие клиентов можно завоевать только благодаря качественной работе, положительным отзывам и, следовательно, «сарафанному» радио. Работать нужно сразу на все сто процентов и даже лучше. Иначе первые серьезные промахи могут потом стать серьезной помехой для развития вашего дела.
7. Со своими клиентами нужно общаться. Например, отвечать на самые популярные вопросы в формате постов в соцсетях или развернутых статей на вашем сайте. Обязательно учитывайте обратную связь и старайтесь быть ближе к своей аудитории.
Про франшизу
8. Лучше не торопиться с франшизой. Некоторые предприниматели предлагают франшизу, хотя их бизнес еще до конца не сформировался. Это неправильно. Прежде чем открыть предложение о франшизе, вы должны знать все бизнес-процессы вашей компании от и до. Например, сначала мы открывали филиалы «Clean with love», чтобы на практике еще раз увидеть и описать все бизнес-процессы. Только после этого мы запустили франшизу.
9. Как найти хорошего франчайзера ― человека, который откроет вашу фирму в своем городе? В этом вопросе я полагаюсь на три основных критерия. Во-первых, человек должен быть готов много и тяжело работать. Во-вторых, он должен понимать свою миссию и ценности компании, которые будет доносить до клиентов. В-третьих, важно, чтобы он умел собирать вокруг себя сильную команду.
10. Не взваливайте все на себя. На данный момент деятельность наших компаний, открытых по франшизе, контролируется центральным офисом. Я это делаю не одна ― у нас есть руководитель по каждому направлению. Не нужно пытаться за всем уследить в одиночку.
Про бизнес и материнство
11. Помните, что ребенку хорошо тогда, когда рядом есть родители. Не имеет значения, сидите ли вы с ним дома или отправляетесь в рабочую командировку.
12. И снова ― не забывайте о помощниках. Почему-то в нашем обществе порицается, если у ребенка есть няня. Я с этим абсолютно не согласна. Когда у вас назначено много важных встреч в течение дня, лучше оставить ребенка под присмотром няни или бабушки.
13 .Конечно, необходимо научиться рационально распределять свое время. Если раньше, придя домой, можно было просто расслабиться, то с рождением ребенка все меняется. Времени не становится меньше. Просто появляются конкретные желания, куда его потратить. Это позволяет более ответственно подходить к планированию своего дня, что положительно сказывается на бизнесе.
14. Не забывайте про отдых. В некоторые моменты во время и после беременности женщина просто не способна принимать рациональные и взвешенные решения. Думаю, это связано с различными гормональными изменениями. Именно тогда необходимы отдых и период, когда ты полностью погружаешься в материнство. Это нужно понимать, этого не нужно бояться.
Про женское предпринимательство
15. Не существует четкого разделения на женское и мужское предпринимательство. Как, на самом деле, не существует понятия мужской или женской логики: логика либо есть, либо ее нет. Так же и бизнес: либо он есть, либо его нет. Наш комитет по женскому предпринимательству в ТРО «ОПОРА РОССИИ» и площадку «Женское предпринимательство», которая функционировала на форуме СУП-2018, я бы отнесла к некой отраслевой теме. Например, студент, который хочет открыть свое дело, сможет найти единомышленников, если придет в группу студентов-предпринимателей. Если женщина решила открыть свое дело, ей будет проще в кругу таких же предпринимательниц, как и она сама. Коллеги по цеху смогут лучше понять проблемы, с которыми столкнется женщина-предприниматель, и, конечно, смогут оказать помощь и поддержку, когда это будет необходимо.
Источник: ТРО ООО "ОПОРА РОССИИ"