Вячеслав Сухов: «Доминанта любого жилого или рабочего пространства – человек»

Журнал «Проект» знакомит читателей с работами тюменского дизайнера, архитектора Вячеслава Сухова.

Вячеслав Сухов: «Доминанта любого жилого или рабочего пространства – человек»

Когда мы готовим каждый новый номер “Проекта», мы в большей или меньшей степени приближаемся к миру нашего Героя. И это всегда целый спектр новой информации, новых эмоций, человеческих открытий и размышлений. Совершенно новые ощущения были и в этот раз: после каждой беседы с Вячеславом хотелось побыть в тишине, переосмыслить услышанное, пожить с этими мыслями, перечитать Достоевского и Кобо Абэ,  и только потом обращаться к белому листу. И ещё одно наблюдение – хотелось сохранить любой поворот мысли Героя, как можно более точно донести до вас то, к чему этот глубокий, многогранный  и необычайно скромный человек пришёл на своём жизненном и профессиональном пути. Поэтому в нынешнем номере будет больше прямой речи – чтобы сохранить ту гармонию, к которой нам посчастливилось прикоснуться. Говорить будет Герой и его проекты.

Вячеслав Сухов известен в Тюмени как дизайнер, архитектор, член Союза дизайнеров России. Его многие называют одним из лучших, такое же количество людей считает слегка высокомерным, закрытым, те, кто знает его лучше и ближе,  говорят: «Человечище!». Мы же увидели в нем интеллигента в третьем поколении, радушного хозяина, любящего сына и отца, человека, бережно относящегося к природе.

Профессиональное  самоопределение Вячеслава началось едва ли ни с 3 лет, в 4 классе он самостоятельно записался в художественную школу, а уж потом сообщил об этом родителям. После школы – училище искусств, затем Институт дизайна УралГАХА.  Как и многие наши дизайнеры, карьеру начинал в качестве художника-оформителя, «на дядю» поработал всего три года.  Архитектурно-дизайнерской компании Вячеслава уже 15 лет. За эти годы сделано немало, география проектов достаточно широка – от Тюмени до Италии.

В своей работе (Вячеслав не любит таких высоких слов как «творчество») он руководствуется принципом: «Доминанта любого жилого или рабочего пространства – человек». С удовольствием работает в любом стиле, но считает долгом профессионала выход за рамки шаблонов.

Вячеслав Сухов рассказывает о профессии и профессионализме, о самодостаточности и счастье, о философской составляющей архитектуры и дизайна.

 

О профессии и многозадачности.

zal 07.jpg 

Сегодня очень много дизайнерских фирм. Много дизайнеров одиночек. Рынок дает возможность реализовать себя этому множеству. С начала двухтысячных эта тенденция неумолимо росла и только за последние два года (по понятным причинам) наметился спад. Практически все специальности, которым обучает институт дизайна, востребованы на рынке. Средовой дизайн, который включает в себя работу с интерьером и экстерьером, требует наличия внушительного багажа знаний в этих областях. Порой, а зачастую каждый раз, приводятся к одному знаменателю элементы интерьера и экстерьера, а это по существу два самостоятельных проекта. Очень сложно дизайнеру-одиночке одновременно работать сразу над несколькими проектами без потери в качестве. Дизайнерские фирмы создаются, в том числе, с целью качественно справляться с многозадачностью проектной деятельности. Работа в коллективе одновременно упрощает и усложняет процесс проектирования. Задача руководителя сложна тем, что каждый участник этого процесса должен себя чувствовать комфортно. Не всегда это получается, когда коллектив состоит из самодостаточных талантливых людей. 

 

О самодостаточности и профессиональном счастье.

bedroom01.jpg 

У самодостаточных людей имеется интересная привычка – жить,  не оглядываясь на мнение окружающих. Самодостаточность - это когда я рассчитываю на себя, на свои силы. С трудностями тоже справляюсь сам. И участие других людей в моих планах не особо предполагается. Самодостаточность, на мой взгляд, это позиция уверенного в себе человека. Человека, способного управлять своей жизнью, и не впадать в зависимость от других людей, событий и т.д. В самодостаточности проще находиться вместе. Находясь в этой роли, мы сами настолько счастливы, что рядом с нами люди начинают тоже быть чуточку счастливее. В таком коллективе работать интересно всегда есть творческая составляющая, не позволяющая скатиться к рутинному ремеслу.

 

О начале.

IMG_9419.JPG 

Получая диплом специалиста или бакалавра, мы получаем свидетельство о том,  что владеем методом и инструментами для решения задач, стоящих при проектировании среды, предметов, визуальных коммуникаций. Профессией это становится, потом на практике,  когда приходит опыт. 

А поначалу это, скорее, поход  лилипута - дилетанта по стране Бробдингнег (Страна Великанов). Насколько трудно приходится новоиспеченному специалисту, получившему восторженно романтическое образование, основанного на примерах высокого искусства и дизайна, встретить суровую действительность? Каждый раз, приступая решению новой задачи, погружаясь в материал, завышаешь для себя планку. Стремишься сделать то, что никогда делал. Считаю, что только так можно достичь вершин мастерства. Идти по жизни с широко открытыми глазами, уметь видеть прекрасное, чужие удачи и талант  воспринимать как вызов, жить благодаря и вопреки – выбирая такой путь, ты обречен на титанический труд и ни с чем не сравнимое удовольствие, связанное с этим процессом.

Мы знакомимся с профессией уже на поле боя, оставшись один на один с задачей и множеством маленьких и больших проблем. Это уже со временем мы постигаем алгоритм для их решения. Кому-то везет, и он получает от жизни подарок в  виде наставника, которому можно задать вопрос в трудный момент и избежать ошибки или бестолковой ненужной работы. Этот путь наиболее быстрый и продуктивный для достижения профессионального мастерства. Если твоя уверенность в собственной гениальности не мешает призвать на помощь, значит,  ты на правильном пути и не все еще потеряно. Для решения любой мало-мальски значимой задачи главным является ответ на вопрос – зачем? Ответив на этот вопрос можно двигаться дальше и подбирать материалы и технологии для того чтобы идея материализовалась и приобрела форму.

 

О профессиональном лифте.

4.jpg  

Я начинал с освоения того или иного оформительского приема или технологии и пытался их реализовать в интерьерах, наружной рекламе и даже в живописи. Ничто из того, что делалось тогда, нельзя назвать дизайном – это скорее ремесленничество  художника–оформителя. Компьютер смог себе купить после постройки остановочного комплекса у ДК «Строитель». Купил и только тогда стал его осваивать, прибегая к помощи друзей и знакомых, которые уже знали, с какой стороны к нему подходить. Всегда, приобретая то или иное умение, осваивая очередную технологию, открывались новые горизонты. Это можно сравнить с панорамным лифтом, с каждым сантиметрам подъема восприятие картины мира меняется. Процесс накопления знаний и опыта для меня представляется бесконечным. Остановить его мы можем только сами, нажав на кнопку этажа решив, что мы уже достигли нужного нам уровня и выйти из лифта. Иногда остановка нужна как передышка, как возможность пересесть в другой подъемный механизм с другими возможностями. Другим немаловажным фактором в формировании дизайнера – профессионала является процесс общения с людьми, которые на данном этапе, заинтересовались вашими знаниями и опытом. Конечно, это наши уважаемые заказчики, клиенты. И вот здесь уж как кому повезет!

Бывает когда неокрепшему в боях дизайнерскому организму, достается уже сформировавшийся, уверенный в себе носитель абсолютных знаний и мыслей, которому нужна лишь визуализация его представления о прекрасном. В этом случае первостепенной задачей является не только создание мира грез, но и стремление не потерять веры в человечество. Если этот опыт достался, в начале творческого пути и удалось сохранить себя, он станет основой в формировании дизайнера как личности. Случается и так, когда необузданная энергия и воображение дизайнера встречаются  со столько же необузданными амбициями заказчика, да еще подкрепленными финансовыми возможностями. На нашей практике такое случалось один или два раза. И оба раза удавалось выпрыгнуть за рамки обыденности благодаря предоставленным возможностям. Более или менее длительный период общения с такими яркими и неоднозначными людьми, при плодотворном сотрудничестве, дает чувство  уверенности  в своих силах на долгие годы.    

 

О месте для творчества.

дом в стиле Эко-лофт.jpg 

А для профессии дизайнера самореализация - один из основных факторов. Любой человек, который прибегает к услугам дизайнера, дает пищу для ума и творчества. Внутри каждого проекта можно и необходимо найти место для творчества. Необходимо лишь задаться этой целью. Самореализация не сводится к более или менее талантливой компиляции технологий, материалов и предметов, предложенных отечественными или зарубежными производителями, хотя большинство из нас именно этим занимается, но стремится создать новую технологию, новый материал, дополнить множество предметного мира. И тогда,  и только тогда мы приблизимся к основной цели дизайна – формированию гармоничной предметной среды, которая наиболее полно удовлетворяет материальные и духовные потребности человека.

 

О востребованности.

Untitled1-1.jpg

Дизайнер не может существовать вне поля востребованности. Мы всегда выполняем социальный заказ и, даже если не всегда присутствует инновационная составляющая, присущая «высокому» дизайну, результат, к которому мы стремимся, благороден. Одно только умение довести до логического конца многогранный процесс формирования этой гармоничной среды, очень часто вопреки, а не благодаря, дорогого стоит. Невозможно нарушить и еще одно правило дизайн-проектирования - дизайн, как дисциплина, стремится охватить все аспекты окружающей среды, которая обусловлена промышленным  производством. 

 

О границах и рамках.

мастерская с соснами.jpg 

Мы  зажаты рамками уровня развития отечественного производства, но иногда у нас самих не хватает знаний и навыков быть на вершине дизайнерской мысли. Могу быть наглядным примером этой зависимости. Желание рисовать привели меня в художественную школу, затем учеба на художника-оформителя дали навыки и приемы в оформительском искусстве, работа столяром во время учебы дала ответы на некоторые вопросы «как это сделано?». Умение 3D-моделирования в сумме со знание технологического процесса дало возможность проектировать, как говориться со знанием дела. Долгий период одновременного существования в роли проектировщика исполнителя своих же проектов привело к освоению профессии столяра, паркетчика, штукатура, сварщика, плиточника, бетонщика,…, что позволило в дальнейшем на равных разговаривать с представителями этих профессий. Существует мнение что, не зная запретов только на дизайнерском чутье, на парах гениальности, можно создать шедевр дизайнерского искусства. Может,  это у кого-то и получилось, со мной такого точно не было. Со стороны этот процесс накопления знаний и опыта напоминает броуновское движение молекул, которое постепенно расширят границы профессии. Возможно, со временем станет тесно в этих границах, захочется выйти за их пределы. Так из художника–оформителя–отделочника переквалифицировался в дизайнера интерьеров, потом захотелось заниматься ландшафтной архитектурой и не только, а год назад стал заниматься изготовлением авторской мебели и надеюсь, это не конец пути. Заниматься одному столь многим на должном уровне, даже при наличии приобретенного опыта, невозможно. Да и опыт, самая ценная его часть, результат общих усилий коллектива студии, в которой я работаю.

 

А также в журнале «Проект» Вы сможете увидеть больше фотографий и прочитать, как создавался собственный дом Вячеслава – квинтэссенция его личных предпочтений в архитектуре и дизайне, каждый уголок которого сам автор называет личным экспериментом.

Места распространения журнала «Проект» по г. Тюмень можно узнать в группе социальной сети  «ВКонтакте».                      

Источник: журнал «Проект» 

Возврат к списку

Актуальные темы