Этикет для бизнеса. Деловой обед


Сегодня пойдет речь не о дружеском обеде с коллегами, что случается практически ежедневно. Мы поговорим о деловом обеде с партнерами, потенциальными клиентами, теми с кем вы намерены начать строить или продолжать развивать деловые отношения

Деловой обед, в отличие от встречи в офисе, позволяет сторонам чувствовать себя более свободно, более полно излагать свое мнение и неформальной обстановкой отчасти сглаживает возможные противоречия.

Вы, конечно, можете выбрать в какое время встречаться с деловым партнером - за завтраком, обедом или ужином. Однако, обеденное время предпочтительнее в том случае, если вы встречаетесь с деловым партнером первый раз, а также, если вы ограничены по времени. К тому же в утренние часы не все чувствуют себя бодро и уверенно, а вечернее мероприятие, предполагает большую торжественность и официальность. Обед прекрасно сочетает в себе активное время, максимальный заряд энергии, динамичность и возможность оперативно обсудить деловые вопросы.

Выбирает место проведения делового обеда приглашающая сторона, но последнее слово, как правило, остается за приглашаемым. Если вы инициатор встречи, то остановите свой выбор на привычном для себя месте, где вы будете чувствовать себя комфортно. При этом помните, что:

- ресторан, которому вы отдадите предпочтение, будет являться продолжением вашего делового имиджа. Он будет говорить о вас, как и деловой костюм;

- при выборе места проведения делового обеда следует учитывать цели, стоящие перед вами, и повод для встречи;

- выбор очень дорогого ресторана не всегда верен. Приглашение в дорогой ресторан может поставить приглашенную сторону в неловкую ситуацию, даст почувствовать себя обязанным ответить соразмерно. А что еще хуже  позволит думать потенциального клиента, что вы будете также сорить и его деньгами.

Приглашение на деловой обед, как правило, делают лично или по телефону, не позднее, чем за один день до намеченной даты. В процессе беседы оговаривается дата, время и место. О продолжительности встречи также лучше договориться заранее, чтобы потом нервно не посматривать на часы. Если повод для встречи более торжественный, то направляется приглашение по почте или с курьером.

Если вы приглашающая сторона, заранее зарезервируйте столик в ресторане на свое имя или имя своей компании. Если вы раньше не были в этом ресторане, то стоит съездить туда заранее и лично выбрать удобный столик и познакомиться с меню.

Итак, договоренность о встрече достигнута, но многое еще предстоит сделать. Важной частью подготовки к любой встрече является проработка вопросов для обсуждения, четкое понимание цели делового обеда и желаемых результатов. Чтобы встреча прошла более конструктивно, необходимо заранее собрать информацию о вашем собеседнике, узнать его сферу деятельности, интересы, занимаемую должность, понимать уровень его заинтересованности.

Приглашающая сторона должна прибыть на место проведения делового обеда минут за 10-15 до назначенного времени, чтобы убедиться готов ли столик, привести себя в порядок и приготовиться к встрече.

Знание меню, а, следовательно, ваши рекомендации помогут гостям быстрее принять решение и сделать заказ. Что в свою очередь сделает обед более динамичным и позволит быстрее перейти к обсуждению деловых вопросов. Непременно порекомендуйте гостям заказать чай и десерты, как правило, подведение итогов встречи, обсуждение ключевых моментов, приходится на время чаепития.

Деловой обед – это, прежде всего, время для делового общения, а не приема пищи. Какими бы прекрасными ни были блюда и интересным собеседник, вы должны помнить о деловом характере встречи, держать четкую линию диалога и максимум после горячего блюда, перейти к обсуждению деловых вопросов. Если круг вопросов к обсуждению значителен, то переходить к разговору о делах следует практически в начале встречи. Уровень вашего внимания от начала к концу встречи должен возрастать.

Некоторые рекомендации

·  При посещении ресторана знать правила столового этикета необходимо.

· Принято начинать и заканчивать прием пищи одновременно, поэтому следите за темпом своего собеседника. Первым приступает к приему пищи пригласившая сторона.

·  Тканевая салфетка размещается на коленях сгибом к себе.

·  Когда выходите из-за стола положите салфетку на стул, если закончили есть – на стол, слева от приборов, не расправляя ее.

·  Пользоваться зубочисткой, поправлять макияж за столом не принято, для этого следует отойти в туалетную комнату.

·  Телефон на время делового обеда следует отключить. В этот период самый главный собеседник перед вами.

·  Портфель в ресторане ставят на пол. Сумку размещают на специальной подставке. В случае ее отсутствия ставят на пол или вешают на спинку стула. На столе допустимо размещать только небольшой клатч. Сумке не место на коленях и на вашем стуле.

Беседа за столом

Принятые темы для разговора: о делах (поскольку речь идет о деловом обеде), погоде, природе, путешествиях. Избегайте личной информации о себе, своей семье, здоровье плохом или хорошем, религии, политике и тех тем, которые стоит исключить и при повседневном деловом общении.

Кто платит

Если во встрече была заинтересована только одна сторона, то она и платит за деловой обед, даже если это дама. На предложение гостей разделить расходы, следует ответить, что «наша компания вас приглашает и будет рада заплатить».

Если инициаторами делового обеда выступали обе стороны, то оплата происходит по взаимной договоренности: счет оплачивается 50 на 50; каждый платит за себя; одна из сторон предлагает оплатить счет полностью.

В конце встречи обязательно поблагодарите ваших гостей за уделенное время и участие в обеде. Приглашенной стороне достаточно сказать «спасибо». Если деловой обед носил торжественный характер, то будет правильным в течение двух дней направить пригласившей стороне благодарственную записку.

Приятного аппетита и успешных деловых встреч!

 

Автор – Елена Брылина, специалист по организационной работе и этикету             

Источник:  PRoБизнес72

 



Возврат к списку

Актуальные темы