Пражский "Деловар": вопросы бизнеса везде одинаковые

Основатели клуба "Деловар" в столице Чехии Денис и Марина Голубицкие за много лет изучили бизнес-нравы этой страны, сумели их принять и развиваться в русле предпринимательства по-пражски, но на основе русской ментальности. Сложно ли открыть бизнес в европейской стране и легко ли организовать сообщество предпринимателей, читайте в материале  PRоБизнес72.

 


Пражский "Деловар": вопросы бизнеса везде одинаковые

 Марина, Денис, расскажите, пожалуйста, о своем деле, в какой сфере вы работаете и как пришла идея переехать в Прагу?

– Мы родом из Сибири, с 1999 года жили в Москве. Работал Денис в IT-сфере, в компаниях "Яндекс" и Томсктелеком. Предпринимательством стали заниматься в 2004 году. В Москве у нас было digital-агентство, развивали интернет-маркетинг и разрабатывали программное обеспечение. С 2005-го — члены Московского клуба предпринимателей. С этого и началась наша связь с "Деловаром". В Чехию переехали в 2011 году. Наш бизнес связан с интернет-технологиями. Сначала мы открыли в Чехии торговую компанию, которая работала на Европу и Россию без каких-либо территориальных привязок с учётом того, что в ЕС есть такая возможность — заниматься бизнесом, имея резидентство любой страны ЕС. Сейчас мы занимаемся больше продюсингом и перенесли фокус внимания на Телеграм. У нас есть собственные каналы, и теперь всё больше погружаемся в такую область, как закрытые чаты. В этом мессенджере большое количество разных технических средств. Заметим, что просто платный информационный канал не интересен аудитории, большее внимание привлекают закрытые каналы, созданные вокруг какого-то спикера, такое коммьюнити, клуб избранных, возможность пройти через какой-то фильтр. Это позволяет спикеру монетизировать свой канал. Большой наплыв подписчиков в Телеграм случился за счёт текущей ситуации с санкциями, когда многие привычные площадки закрыли. Мы предлагаем инструменты, которые помогают продвигаться на этой платформе. Больше это рассчитано на русскоязычную аудиторию. Она очень сильно "размазана" по миру, и русский язык занимает второе место в интернете по количеству информационной насыщенности. Особенность русскоязычного рынка в том, что наши соотечественники создают очень качественный контент. В "Деловаре" люди, которые занимаются бизнесом, платят деньги за то, чтобы находиться в среде своих, с которыми они на одной волне, и в этом большой плюс. Но в итоге это не про деньги как таковые, это, скорее, про развитие личности предпринимателя, а значит, и его бизнеса. 

–  Вы ориентированы на русскоязычную аудиторию. Зачем же тогда уехали в Прагу?

–  У нас пятеро детей. Старшей 25 лет, а младшей — 6. Мы не ехали из России, мы любим Россию, и до периода пандемии жили на две страны. Уехали потому, что старшая дочь (ей было тогда 14) активно участвовала в вокальных конкурсах, и после одного из мастер-классов её пригласила известная оперная певица Виктория Лукьянец в Вену. И она стала самой юной студенткой Венской консерватории. У нас была сделана виза для перемещения по Европе, в 2011 году мы перевезли в Чехию семью, чтобы быть ближе к дочери. Дети наши воспитываются в русской культуре. 

–  Как вы познакомились с клубом предпринимателей "Деловар"?

–  Мы в него вступили в 2005 году и поняли, что это, действительно, то место, где можно развиваться в бизнесе, общаясь с предпринимателями. Когда мы приехали в Прагу, сразу стали искать подобное сообщество. Но ничего похожего не нашли и решили, что нужно самим открывать клуб. Интересно, что первый член пражского клуба предпринимателей "Деловар" была из Германии.

– Как привлекали участников в клуб? В составе пражского "Деловара" наблюдается мультинациональность или члены – преимущественно граждане РФ?

– За два–три месяца до открытия делали рассылки, объявления, работали с местными чатами, предпринимательскими каналами. Наш клуб собирается обычно вечером после работы, а у европейцев это время только для семьи. Разная ментальность не даёт нам собраться мультиязычным клубом на регулярной основе. Поэтому, в основном, у нас русскоязычное сообщество, чехи присоединяются к нам на единичные встречи. 

– Сколько в клубе человек,  в каких отраслях заняты? 

– Сейчас 14. Бизнесы у всех разные: застройщики, дизайн-студии, разработчики программ, вокальные студии, интернет-магазины, разные сферы... Нам было интересно расширить аудиторию клуба, и мы открыли проект "Деловар онлайн".  Безусловно, любим очные встречи, они проходят раз в две недели, но новый формат даёт возможность увеличивать круг общения.  

– Трудно ли открывать бизнес в Праге? Поделитесь, какие они – чешские предприниматели?

– До сих пор русскоязычные, имеющие вид на жительство, могут без проблем сделать себе живностенский лист – аналог русского ИП. Трудно только с нуля открывать, когда ты здесь не жил и приехал делать бизнес. Если сейчас его только-только открывать, будет сложно в том плане, что много проверок разнообразных проходит. А если бизнес уже был некоторое время здесь и уже открыт счёт, то вопросов к предпринимателю нет. Мы, например, продолжаем вести бизнес, у нас есть и коммерческая, и некоммерческая организации. Но уже когда мы создавали НКО в 2017 году, уже тогда были вопросы по открытию счетов для стран СНГ. Чехия – это страна малого бизнеса: 95% составляют либо семейные компании, либо численностью до 10 человек. Здесь, конечно, присутствует крупный немецкий бизнес, но он входит в оставшиеся 5%. Стоит разделить чешский бизнес на две большие группы. Одна очень привязана территориально к своей стране. Чехи достаточно консервативны, патриотичны, поэтому они любят вести дела со "своими", и к иностранцам (здесь называют их цизинцы) у них достаточно настороженное отношение. Другая группа говорит: «Бизнес есть бизнес, а деньги есть деньги, продолжаем работать». Многое зависит от людей. Если ты нормально ведёшь дела, с тобой их и будут вести. В целом, Чехия достаточно комфортная страна для бизнеса и для проживания. Многие IT-компании создают здесь представительства, чтобы продолжать интернет-бизнес. К тому же здесь много стартапов.

– Порекомендуйте, какие предприятия стоит посмотреть в Праге как пример отличной организации труда, или, может, есть что-то инновационное? 

– Весь крупный бизнес здесь с немецкими корнями. Чисто чешских больших компаний нет. Более реально познакомиться со средним бизнесом, например, "Марленка", специализирующая на изготовлении тортов, производитель музыкальных инструментов премиум-класса. Важно, что "Деловар" встречается именно с владельцами бизнеса. 

– Какие результаты деятельности «Деловара» в вашем городе вы можете отметить как самые важные? Какими успехами коллег – членов клуба гордитесь?

– У нас все становятся клиентами друг друга. К тому же налажено сотрудничество. Большой плюс клуба в том, что идёт постоянный обмен контактами. 

– Какие дальнейшие планы на 2022 год, какие ожидания?

– Сейчас мы пока пытаемся сориентироваться в ситуации. А вообще, в планах наращивать количество членов клуба и проводить запланированные встречи.

– Что пожелаете своим коллегам – предпринимателям из разных уголков мира – и читателям PRоБизнес72?

– Объединяться. Самое классное объединение предпринимателей — это, конечно, "Деловар". Неважно, где ты живёшь, территории перестали иметь значение. Вопросы бизнеса везде одинаковые. 

Справочная информация:

Клуб предпринимателей «Деловар» – сообщество, образованное в 2003 году владельцами бизнеса в Москве. Работает в 17 городах России, а также в Чехии, Испании, Казахстане. Ежегодно проводит более 300 мероприятий.

Цель клуба: развитие бизнеса членов сообщества с помощью встреч предпринимателей, проведения уникальных деловых мероприятий и организации бизнес-путешествий и экспедиций.

Клуб «Деловар» не только объединяет предпринимателей из разных уголков России и зарубежных стран, но и дает руководителям бизнеса возможность составить культурное представление о городах присутствия филиалов делового сообщества.

Интервью представителей клуба предпринимателей «Деловар»:

Смотрите и читайте интервью с представителями клуба предпринимателей «Деловар»:

Аркадий Лопухов: «В клубе "Деловар" уже династии предпринимателей – для нас это награда» г. Москва

Галина Виноградова: «Клуб помог нашим предпринимателям запустить три новых бизнеса» г. Пермь

Екатерина Сыщикова: «Саранский "Деловар" слушают на государственном уровне, мнением наших предпринимателей интересуются»  г. Саранск

Александр Гуль: «Деловар» дает увидеть другие возможности» г. Красноярск

Галина Славинская: «Барселона – это центр мегарегиона, здесь можно заниматься любым бизнесом» г. Барселона, Испания

Информационный партнер клуба предпринимателей «Деловар» – PRоБизнес72

Источник: PRоБизнес72

 




Возврат к списку

Актуальные темы