Что мешает российскому бизнесу развивать инновации?

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует ключевые проблемы, с которыми столкнулся российский бизнес при разработке и внедрении инноваций.



Результаты наблюдений последних лет показывают, что инновационное развитие российской экономики осуществляется недостаточно интенсивно: лишь десятая часть крупных и средних предприятий рассматривают инновации в качестве приоритетной стратегии развития. Несмотря на то что в последние годы наметились некоторые позитивные сдвиги (инновационная активность увеличилась до 10.8% в 2020 г.), возможности достижения быстрых результатов в сфере инноваций по-прежнему ограничены (рис.1).

1.jpg

Основные сдерживающие факторы – недостаток финансовых ресурсов, конкурентное давление и дефицит квалифицированных кадров

Финансовые барьеры, обусловленные необходимостью привлечения значительных объемов инвестиций в высокорисковые проекты, – ключевое препятствие на пути развития инновационного бизнеса в России. Высокая стоимость нововведений и недостаток собственных денежных средств ограничивают инновационную активность почти половины действующих инноваторов (47.5% и 46.6% соответственно) и выступают решающими сдерживающими факторами для каждой четвертой неинновационной организации. Ситуация осложняется склонностью инновационных компаний развивать инновации в основном на собственные средства (в структуре затрат они составляют 55.3%). Проблемы с доступом к внешним финансовым ресурсам (государственная поддержка, заемные средства) для предприятий не первостепенны. 

Существенным препятствием интенсификации инновационной деятельности выступают также неблагоприятная рыночная конъюнктура и неразвитая институциональная среда. Так, с высоким конкурентным давлением столкнулась почти каждая пятая организация (19.4%), а слабый спрос на нововведения отметили 13.4% предприятий. Беспокойство из-за неопределенности экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности, отсроченного характера получения эффектов от научно-технических нововведений, несовершенства управления и инфраструктуры в сфере инноваций выражала каждая десятая компания. При этом примечательно, что значимость как рыночных, так и институциональных барьеров существенно (более чем вдвое) возрастает в случае осуществления организациями инновационной деятельности. 

Барьеры, связанные с внутренним потенциалом компаний, не указываются как основные. В то же время предприятия-инноваторы достаточно остро ощущают дефицит квалифицированных специалистов, восприимчивых к инновациям и готовых запускать и реализовывать инновационные проекты (23.7%).

В результате воздействия указанных факторов в 2020 г. 5.4% организаций задержали, 5% – прекратили и 5.6% – не смогли начать инновационную деятельность. 

С ростом технологичности бизнеса значимость барьеров для инноваций возрастает

Беспокойство вызывают результаты сравнительного анализа по видам экономической деятельности: для высокотехнологичного бизнеса, демонстрирующего наивысший уровень инновационной активности и результативности, значимость всех барьеров существенно возрастает и превосходит средние значения по стране (рис. 2). 

2.jpg

Для предприятий высоко- и среднетехнологичных отраслей высокого уровня (фармацевтика, производство медицинского оборудования, электроники, химических продуктов, транспортных средств и др.), вовлеченных в инновационную деятельность, роль финансовых барьеров становится решающей: в качестве значимых их отметили более 60% (против 36–44% в других секторах). Достаточность как собственных, так и привлеченных средств для реализации длительных, дорогостоящих и высокорисковых инновационных проектов становится необходимым условием для дальнейшего развития. 

Не менее важными факторами, сдерживающими эффективность инновационной деятельности российских хайтек-предприятий, выступают неблагоприятные рыночные и институциональные условия. В сравнении с организациями других видов экономической деятельности инноваторы в высокотехнологичных отраслях экономики вдвое чаще испытывают давление со стороны конкурентов (53.9% против 30.1% соответственно) и недостаточный спрос на нововведения (36.2% против 21%). Проблема неопределенности выгоды от использования интеллектуальной собственности значима для 30.4% таких предприятий.

Комментирует Павел Рудник, заместитель директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Наряду с традиционными барьерами инновационную деятельность сегодня сдерживают «ковровые» технологические санкции, введенные в первой половине 2022 г. Многие компании сталкиваются с ограничениями импорта оборудования, комплектующих, программного обеспечения, технологических услуг или его значительным удорожанием. Среди вероятных негативных последствий — снижение спроса, сокращение объемов производства, необходимость технологического переоснащения предприятий и др. Фактически заблокировано инновационное развитие по ранее устоявшейся модели, основанной на импорте технологий. 

Однако внешние санкционные ограничения несут не только риски и угрозы, но открывают новые возможности, которые раньше не представлялись достижимыми. Прекращение деятельности на российском рынке американских и европейских технологических гигантов освобождает многие рыночные ниши, которые до сих пор были недоступны для отечественных компаний. Крупнейшие российские потребители инновационной продукции, находившиеся в условиях «запертости» в экосистемах зарубежных поставщиков, вынуждены замещать многие решения на доступные аналоги. Санкционные шоки послужат мобилизации внутренних ресурсов инновационного развития. 

Этому способствует тренд фокусировки господдержки на более или менее крупных высокотехнологичных проектах. Однако широкий спектр почти одномоментно введенных санкций фактически исключает возможности реагирования на них в режиме ручного управления. Прежде всего требуются системные институциональные меры, направленные на развитие внутренних рынков инновационной продукции, — как поддерживающие предложение, так и, что не менее важно, стимулирующие спрос. Целесообразно минимизировать транзакционные издержки, включая создание безбарьерной среды взаимодействия технологических компаний с ключевыми потребителями, имеющими наиболее устойчивые и долгосрочные планы закупок. Стимулирование долгосрочного заказа на разработки отечественных компаний со стороны крупного бизнеса и государственных организаций может стать действенным рычагом сохранения и усиления потенциала технологического сектора. 

Материал подготовили В. В. Власова, С. Ю. Фридлянова

Информационный партнер материала – PRоБизнес72

Источник: НИУ ВШЭ



Возврат к списку

Syngaz_UZ_banner_300х250_RU.gif

Самое читаемое

Актуальные темы