Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2024 года
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» представляет экспресс-информацию о состоянии делового климата в сфере услуг в III кв. 2024 г., а также ожиданиях на IV кв. 2024 г.

В обзоре использованы результаты ежеквартальных опросов, проводимых Федеральной службой государственной статистики среди руководителей около 5 тыс. организаций, оказывающих различные виды платных услуг, в 82 субъектах Российской Федерации.
Ключевые результаты:
– Исходя из обобщенных мнений руководителей организаций сферы услуг, предпринимательские настроения в III кв. т.г. по-прежнему достаточно благоприятные. Несмотря на слабое замедление роста главного показателя исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) (на 1 п.п. к II кв.), его итоговый результат (+3%) является лучшим за последние 10 лет в исследуемом периоде.
– Лидерами по значению своего частного ИПУ в отчетном квартале стали 4 подвида сферы услуг из 15 наблюдаемых в исследовании, показавшие двузначный позитивный результат — «санаторно-курортные учреждения», «страхование», «туризм» и «гостиницы» (+13, +13, +11, и +10%, соответственно);
– Две третьи респондентов сообщили, что спрос на услуги их организаций находится на «нормальном уровне» (лучший результат за последние 10 лет);
– В III кв. продолжилась характерная для последних трех лет тенденция превышения доли респондентов, сообщающих о росте цен на услуги своих организаций по сравнению с предыдущим кварталом над долей респондентов, указывающих на их снижение (12 и 5%, соответственно). Более 80% организаций реализовали свои услуги по ценам II кв. Исходя из прогнозных оценок, до конца т.г. выявленное соотношение ответов о ценовой динамике практически не изменится;
– Подавляющее большинство факторов (6 из 9 анализируемых), лимитирующих деятельность сферы услуг, уже более года поквартально находятся в консервативном состоянии;
– Определенное улучшение динамики в ответах респондентов выявлено по достаточно субъективному показателю - «оценка экономической ситуации в своей организации», который является одним из компонентов композитного ИПУ.
Полный обзор Делового климата в сфере услуг в III квартале 2024 г. по ссылке
Информационный партнер НИУ ВШЭ — международное СМИ PRоБизнес72
Источник: НИУ ВШЭ