Доступ в интернет: золотой век смартфона

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует данные о доступе населения России к цифровой инфраструктуре и практиках использования интернета.



Доступ в интернет: золотой век смартфона

Развитие в России цифровых инфраструктуры и сервисов привело к заметному расширению доступа населения в глобальную сеть. Доля домохозяйств, его имеющих, за 2014–2021 гг. увеличилась с 69.9% до 84% (причем почти все они сейчас обеспечены наиболее стабильным широкополосным интернетом – 82.6%) (рис.1). В рейтинге стран по величине данного показателя Россия занимает 34-е место, соседствуя с Грецией (85%) и Болгарией (84%). 

11.jpg

Тем не менее существенная доля домохозяйств по-прежнему не имеет доступа к цифровой инфраструктуре (16%) и не может пользоваться ее благами – электронными государственными услугами, образовательными и финансовыми сервисами, онлайн-платформами для продажи и приобретения товаров и услуг и др.

Основным устройством для выхода в интернет в домохозяйствах является мобильный телефон или смартфон, который в 2016 г. оттеснил компьютеры на второй план и в дальнейшем стал еще более популярным гаджетом (рис. 2).

22.jpg

За 2014–2021 гг. доля домохозяйств, пользующихся домашним интернетом со смартфона, выросла более чем вдвое – с 37.2% до 83.1%. Такая динамика обусловлена, в том числе, активным развитием мобильных приложений и версий сайтов, а также коммерческим использованием с 2012 г. сети 4G, уравнявшей скорость мобильного интернета и домашнего широкополосного подключения. В результате около пятой части (17.3%) домохозяйств в принципе пользуются интернетом дома исключительно со смартфона, чаще такая практика встречается в сельских поселениях (26.6% против 14.3% в городских).

Стационарные компьютеры становятся все менее востребованными: доля домохозяйств, которые используют их для выхода в интернет, снизилась с 49.8% в 2014 г. до 34.2% в 2021 г. Пик популярности планшетов также остался позади: в 2017 г. ими пользовались 26.8% домохозяйств, в 2021 г. – уже 22.6%. Использование ноутбуков и лэптопов для выхода в сеть за последние восемь лет изменилось незначительно, а вот телевизоры со Smart TV стали более распространенными устройствами: сегодня ими пользуется почти каждое шестое домашнее хозяйство (16.8%).

Безусловно, именно смартфоны благодаря своей компактности выступают ключевым гаджетом для доступа в интернет вне дома или работы – на улице, в транспорте и общественных местах (рис. 3). Несмотря на развитие инфраструктуры Wi-Fi, большинство пользователей (74.1%) для выхода в интернет в подобных обстоятельствах по-прежнему используют возможности сотового подключения, причем популярность данной практики в последние годы растет. 

Доля россиян, пользующихся беспроводной связью, напротив, стабильно сокращается: с 40.1% в 2019 г. до 36.3% в 2021 г. Предпочтение сотовому подключению смартфонов к интернету может быть обусловлено доступностью новых тарифов и снижением стоимости мобильного интернета, а также опасениями пользователей в отношении безопасности персональных данных, т.к. для подключения к открытой беспроводной сети часто требуется указать номер телефона, предоставить иную личную информацию.

33.jpg

Отмеченные тренды имеют устойчивый характер, но текущая ситуация может внести в них некоторые коррективы. В частности, пользователи могут быть вынуждены чаще использовать стационарные компьютеры и ноутбуки, поскольку отдельные приложения (например, онлайн-банкинг) перестают работать на системах iOS, что ведет к необходимости проводить банковские и иные денежные операции на ПК. Кроме того, уход крупных иностранных поставщиков телекоммуникационного оборудования (Nokia и Ericsson) может негативно сказаться на доступности и качестве сотовой связи, что будет стимулировать пользователей отдавать предпочтение беспроводной сети там, где это возможно.

Материал подготовили Е.В. Попов, Л. С. Кузина

Информационный партнер НИУ ВШЭ — «PRоБизнес72»

Источник: НИУ ВШЭ 



Возврат к списку

Актуальные темы