ESG-рейтинги – индикатор устойчивого развития компании

Как составляются ESG-рейтинги и какую пользу они приносят бизнесу.


ESG-рейтинги – индикатор устойчивого развития компании

В рамках онлайн-конференции «Ответственное финансирование как мощная сила позитивных преобразований», организованная Росбанком, российские и западные эксперты финансового и инвестиционного сектора, представители рейтинговых агентств и НКО обсудили динамику развития ESG-рынка, в том числе процессы формирования ESG-рейтингов и их необходимость для независимой оценки прогресса компании.

Environmental, Social, Governance (экологическая, социальная и управленческая ответственность) – три основные компонента, которые включает в себя аббревиатура ESG. Принципы ESG позволяют оценивать эффективность ведения бизнеса с точки зрения его воздействия на экологию, а инвесторам и фондам полагаться в своих решениях, помимо всего прочего, на нефинансовую информацию. Рейтинги формируются на основании анализа влияния компании на окружающую среду, оценки ее социальной ответственности и управленческих методов.

Светлана Гришанкова, управляющий директор независимого рейтингового агентства RAEX Europe, рассказывая об алгоритмах выстраивания ESG-рейтингов, объяснила, что при их составлении учитываются как ESG-риски, так и пути их корректирования, а также то, как именно компании используют свои ресурсы. Светлана подчеркнула, что для ESG-рейтинга особенно важна возможность сопоставить его с другими международными шкалами и использовать самостоятельно в инвестиционных системах, для построения стратегии, скринингов, фильтров. «Проект ESG-рэнкинга российских компаний мы начали в 2018 году. Сначала он был ежегодным, теперь мы обновляем его на ежемесячной основе. В нашей базе уже более ста двадцати компаний, каждый месяц добавляются новые. Мы оцениваем в рамках своей методологии участников по более чем двумстам факторам. Делаем все возможное, чтобы наши рейтинги можно было практично использовать, сопоставляя с международными провайдерами, чтобы это был максимально полезный инструмент», – рассказала директор независимого рейтингового агентства RAEX Europe.  

Михаил Бабенко, директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда природы (WWF России), отмечает, что даже если компания попадает в нефинансовый рейтинг, это не означает, что она следует принципам устойчивого развития или является «зеленой». По мнению Михаила, ESG-рейтинги являются, скорее, показателем качества корпоративного управления. «В последние несколько лет мы стараемся донести несколько простых идей. И бизнес, и конкретный человек зависят от состояния биоразнообразия, экосистем. Если экосистеме будет плохо, то социуму тоже будет плохо. Устойчивое «зеленое» развитие – это выгодно. И бизнес, и потребитель, меняя свое поведение, может прийти к решению проблем окружающей среды и стать инициатором позитивного тренда. <…> В какой-то момент мы поняли, что иногда решения, влияющие на окружающую среду и разнообразие, находятся не в природоохранной среде, а в компетенции бизнеса и государства. Именно поэтому начали заниматься такими вопросами, как финансовый сектор, рейтинги. ESG – это окружающая среда, общество и корпоративное управление. Именно в этой парадигме и нужно вести дискуссию», – заявил Михаил Бабенко.

Жан-Клод Бертело, директор по продажам в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, отвечающий за корпоративные решения в Sustainable, отметил, что одна из важных задач рейтинговых агентств – работать напрямую с клиентом, предоставлять обратную связь. Эксперт также добавил, что при составлении рейтингов необходима прозрачность, чтобы выстраивать диалог с инвесторами. Участники конференции сошлись во мнении, что нужно учитывать, для кого именно создаются рэнкинги. Михаил Бабенко акцентировал внимание на нескольких моментах, которые важно продумывать при формировании рейтингов: что именно измеряется, как измеряется и как интерпретируются результаты.

ESG-рейтинги не гарантируют соответствия компании всем принципам устойчивого развития, тем не менее на сегодняшний день они могут выступать одним из важнейших факторов принятия инвестиционных решений. Независимая оценка бизнеса способствует формированию доверия со стороны всех участников рынка: не только инвесторов, но и общественности, регуляторов, акционеров и партнеров. Открытая нефинансовая информация, чья прозрачность и достоверность подтверждены третьей стороной, снижает репутационные, коммуникационные, а значит, и финансовые риски компании.   

Автор: Вероника Тужилкина

Источник: PRоБизнес72



Возврат к списку

Актуальные темы