Креативный класс России: портрет в цифрах
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал спецвыпуск научного дайджеста. В нем представлены результаты количественного анализа креативного класса России – лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью.
Работа проведена сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в составе: Михаила Гершмана, Анны Демьяновой, Елены Поляковой.
Главные выводы:
– Численность креативного класса в России в 2021 г. составила 3.4 млн человек, или 4.8% от общей численности занятых; за пять лет она увеличилась практически на треть.
– Немногим менее половины (43.4%) всех занятых приходится всего на две профессии – специалистов по рекламе и маркетингу (24.4%) и разработчиков программного обеспечения (19%), а около 68% занятых в этом сегменте – на десять творческих профессий.
– Для креативного класса в целом характерна концентрация в столицах и крупнейших городах. В России он сосредоточен преимущественно в Москве (25.1%) и Московской области (8%), Санкт-Петербурге (7.9%), Краснодарском крае (3.2%), Республике Татарстан (2.5%), Свердловской области (2.5%) и др.
– Наиболее типичный представитель российского креативного класса – это молодой мужчина (25–34 года) с высшим образованием, однако на протяжении последних лет прослеживается тенденция старения этой категории работников (что в целом соответствует общероссийским трендам развития рынка труда).
– Несмотря на устоявшиеся представления о преимущественно гибком и ненормированном графике работы представителей творческих профессий, в России у них в основном стандартная 40-часовая рабочая неделя и полный рабочий день.
– По специальности работают только около половины занятых в творческих профессиях в России. При этом наиболее важными для выполнения трудовых обязанностей оказались именно профессиональные навыки, непосредственно относящиеся к работе, а также навыки использования профессиональной документации и цифровые компетенции.
– Среди универсальных навыков наибольшим спросом на «творческом рабочем месте» пользовались многозадачность, умение принимать решение, навыки поиска новых идей и стрессоустойчивость.
Полный выпуск дайджеста можно прочитать по ссылке.
Информационный партнер НИУ ВШЭ — «PRоБизнес72»
Источник: НИУ ВШЭ