Креативный сектор в России демонстрирует концентрированный рост
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые изучил особенности распределения организаций креативных индустрий по городам и отраслям. Анализ показал, что креативный сектор растет быстрее, чем экономика в целом, однако этот рост неравномерен и обусловлен отраслевой и географической концентрацией занятых в креативных индустриях страны.
Справочно: Информационную базу исследования составили пообъектные данные обо всех организациях креативных индустрий России (микроданные), получаемые из базы «СПАРК-Интерфакс». Принадлежность работников к креативным индустриям определялась по информации, которую работодатели указывают в рамках обязательной отчетности организаций, предоставляемой в ФНС. Этот взгляд на занятость в креативных индустриях отличается от подхода, основанного на данных опроса населения в рамках выборочного обследования рабочей силы, ранее использованного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ при оценке масштабов креативной экономики Москвы.
Главные выводы:
– Креативные индустрии растут быстрее, чем экономика в целом, а креативные индустрии в Москве — вдвое быстрее, чем в целом по стране. По последним имеющимся данным за 2022 г., в России в креативных индустриях заняты 2,3 млн человек, причем с 2020 г. их численность выросла на 11% — опережающими темпами в сравнении с 5% по всем видам экономической деятельности в среднем. В Москве темп прироста численности занятых в креативных индустриях более чем вдвое превысил среднероссийский и составил +24,4%.
– Москва и Санкт-Петербург аккумулируют почти столько же занятых в креативных индустриях (42%), сколько все остальные городские округа, вместе взятые (43,8%). При этом в 2022 г. в Москве и Северной столице проживали 12,4% россиян, а в других городских округах — 53,4%. В других городах-миллионниках сконцентрировано 13,2% общей численности занятых в креативных индустриях, что пропорционально их вкладу в население страны (11,4%). Почти в 2,5 раза большая доля занятых в креативных индустриях (30,6%) приходится на городские округа с населением менее 1 млн человек, где проживают 42% жителей России. В прочих населенных пунктах, где прописаны более трети россиян (34,2%), сосредоточено 14,3% занятых в креативных индустриях.
– Мегаполисы ориентированы на цифровые и медиаиндустрии: численность занятых в ИТ и видеоиграх, телерадиовещании в расчете на одного работающего во всех отраслях экономики в столице примерно втрое превышает средние значения по России, в Санкт-Петербурге — 1,5 раза. Креативные профили менее урбанизированных территорий имеют скорее прикладной и культурно-сервисный характер.
– Растет занятость в ИТ и видеоиграх (+42%), дизайне (+30%). Падает в индустриях, связанных с более традиционными формами творчества и досуга (в художественном творчестве, фотографии и телерадиовещании на 29%, 27% и 26% соответственно); зависящих от рыночной конъюнктуры прикладных индустриях (снижение в пределах 10% показали архитектура; реклама и пиар-индустрия) и связанных с сохранением и передачей культурного контента (музеи, библиотеки и архивы; кино и анимация; издательская деятельность).
– Отраслевые факторы сильнее, нежели пространственные, влияют на динамику креативного сектора. В большинстве случаев креативные индустрии показывали схожую динамику (рост или падение) как в столицах и крупнейших городских округах, так и за их пределами на низко урбанизированных территориях.
«Большинство исследователей рассматривают креативность как преимущественно городской феномен и в этой оптике оценивают значительные различия в динамике и представленности креативных индустрий в крупнейших городах и на менее урбанизированных территориях как естественное явление. Однако в контексте становления экономики знаний важно вовлекать в культурную повестку и развитие креативных индустрий все большее число россиян, в том числе проживающих на удаленных территориях. Поддерживаемое во многом благодаря цифровизации сокращение «креативного неравенства» между мегаполисами, с одной стороны, и малыми и средними городами, с другой, в дальнейшем будет способствовать снижению диспропорций во всех отраслях национальной экономики», – комментирует Виктория Боос, заведующий Лабораторией исследования креативных индустрий Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
По ссылке представлены более подробные сведения.
Информационный партнер НИУ ВШЭ — международное СМИ PRоБизнес72
Источник: НИУ ВШЭ