Ложь или правда: ученые Вышки измерили активность мозга при восприятии фейков

Исследователи Международной лаборатории социальной нейробиологии НИУ ВШЭ с помощью электроэнцефалографии оценили восприятие фейковой и конспирологической информации, среди двух групп с разным уровнем медиаграмотности.



В ходе научного семинара стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», реализуемого в рамках «Приоритет 2030», ученые Вышки обсудили новый подход к исследованию восприятия дезинформации с помощью электроэнцефалографии.

Cтажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук Ольга Кускова рассказала об исследовании, проведенном Международной лабораторией социальной нейробиологии НИУ ВШЭ. Работа посвящена психофизиологии восприятия дезинформации.

В исследовании участвовали сотрудники Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, которые ведут курс медиаграмотности для студентов Вышки. В качестве испытуемых были отобраны две группы студентов: одни закончили курс и имели опыт критического анализа медиа, вторые — нет. С помощью экспертов центра они прошли тестирование на уровень медиаграмотности и потребности в познании.

«Идея заключалась в том, чтобы посмотреть, какую роль эти факторы играют в рамках восприятия дезинформации», — пояснила Ольга Кускова.

В исследовании демонстрировали видеоролики, длиной больше одной минуты - фейковые новости, фрагменты конспирологических фильмов и отрезок сериала «Альфред Хичкок представляет». Контрольным материалом было видео, где человек прогуливается по парку: этот ролик в спокойной повествовательной манере, не вызывал у зрителя ярких эмоциональных реакций.

Во время просмотра роликов участники исследования подключили к электроэнцефалографу. Использовался метод межсубъектных корреляций, который предполагает, что активность мозга людей, связанная с восприятием содержания видео, будет синхронизироваться, тогда как обычно она индивидуальна. Причем чем выше эмоциональная вовлеченность, тем выше синхронизация.

Этот метод важен тем, «что позволяет зафиксировать всплески внимания зрителей и затем сравнить уровень вовлеченности у обеих групп», — рассказала Ольга Кускова.

Анализ электроэнцефалограмм показал, что восприятие роликов участниками обеих групп очень схоже, уровень синхронизации мозговой активности в группах практически не различался. Вовлеченность и мотивация смотреть была выше у участников с низкой оценкой медиаграмотности и низкой потребностью в познании. Кроме того, эта группа оказалась подвержена влиянию информации: после просмотра видео о конспирологических теориях участники меняли мнение о предмете.

Полный текст можно прочитать по ссылке.

Информационный партнер НИУ ВШЭ — «PRоБизнес72»

Источник: НИУ ВШЭ



Возврат к списку

PRоБизнес72.jpg

Самое читаемое

Актуальные темы