Пандемия способствовала обустройству офисов на дому

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует изменение спроса работающего населения на цифровые устройства в связи с расширением практик удаленной занятости и дистанционного обучения на фоне пандемии COVID-19.



Пандемия способствовала обустройству офисов на дому

Контекст исследования:

В период пандемии COVID-19 дом стал для многих россиян центром экономической и социальной активности. В продолжение анализа того, как наши сограждане освоили цифровые практики в условиях изоляции и как эти практики закрепились после выхода из нее (см. предыдущий выпуск экспресс-информации), авторы данной работы оценивают влияние пандемии на потребительские практики россиян в контексте приобретения необходимых для дистанционной работы и учебы технических устройств.

Главные выводы:
— Большинство занятых россиян (71%) за время пандемии приобрели те или иные цифровые устройства. Из них примерно каждый четвертый (28%) сделал это в силу необходимости работы или учебы онлайн.

— Покупательская активность в целом была выше у городского населения, нежели сельского (73 против 66%). Однако респонденты-горожане, которые приобрели различные гаджеты, реже сельских жителей связывали это с самоизоляцией (19% против 25%), что может объясняться лучшей оснащенностью цифровыми устройствами домохозяйств в крупных городах еще до пандемии.

— В условиях ограниченного домашнего пространства люди отдавали предпочтение универсальным мобильным устройствам: смартфоны купил почти каждый второй (47%) опрошенный работающий респондент. Заметно ниже был спрос на другие устройства: смарт-телевизоры (15%), ноутбуки (14%), умные часы (13%) и планшеты (10%).

1.png

— Наличие детей дополнительно стимулировало к покупкам. Доля купивших цифровые устройства оказалась выше среди работающих респондентов, проживающих в домохозяйствах с детьми в возрасте до 18 лет (76 против 67% среди проживающих без детей).

— Смартфоны (а также умные часы) были особенно востребованными среди работников, проживающих в домохозяйствах со школьниками, которые перешли на дистанционную учебу. Средние расходы на смартфоны были почти вдвое ниже, чем на ноутбуки (19 против 41 тыс. рублей) и, возможно, для некоторых смартфон стал более доступной альтернативой ноутбукам и компьютерам.

— Длительное закрытие дошкольных образовательных учреждений (в отличие от школ, функционировавших в режиме онлайн) повысило нагрузку на работников, которые проживают с детьми в возрасте до шести лет. Некоторые представители данной группы решались на покупку умной бытовой техники, чтобы оптимизировать процесс ухода за домом. Работающие родители дошкольников также чаще остальных покупали смарт-телевизоры (22 против 15% среди всех занятых), поскольку они могли использоваться для организации досуга детей.

— Стандартные офисные атрибуты — настольный ПК или веб-камеры — купили только по 4-5% опрошенных работников. Однако именно эти устройства гораздо чаще других приобретались вынужденно, из-за самоизоляции и удаленной работы.
Резюме: В период пандемии заметно вырос спрос на цифровые устройства. Приобретенные в 2020–2021 гг. гаджеты не только помогли закрыть текущие потребности, но продолжают обеспечивать населению доступ в цифровое пространство, что актуально в условиях сокращения или полного прекращения деятельности на российском рынке ряда зарубежных производителей.

По ссылке эти выводы изложены более подробно.

Справочно: Информационной базой исследования послужили результаты опроса пользователей интернета, проведенного в августе–сентябре 2021 г. на выборке 3000 респондентов (от 14 лет и старше), отражающей социально-демографическую структуру российской интернет-аудитории. При анализе использованы ответы 1,7 тыс. респондентов, имевших постоянную занятость на момент проведения опроса.

Информационный партнер НИУ ВШЭ — «PRоБизнес72»

Источник: НИУ ВШЭ



Возврат к списку

Актуальные темы