Расходы федерального бюджета вышли на новый уровень

По предварительным данным Минфина, за январь-апрель 2022 г. доходы федерального 
бюджета составили 10 трлн руб. – на 34% больше, чем за аналогичный период 2021 г. 


При этом нефтегазовые доходы федерального бюджета, основную часть которых составляет НДПИ на нефть и природный газ, выросли на 91%. В апреле 2022 г.  нефтегазовые доходы выросли (год к году) более чем в 2 раза, несмотря на экспорт нефти с существенным дисконтом к мировым ценам.

Расходы федерального бюджета за январь – апрель 2022 г. выросли в номинальном  выражении на 26% (год к году), в неизменных ценах – на 11%. В апреле 2022 г. расходы  выросли (год к году) на 38%, в т. ч. расходы на национальную оборону – в 2,5 раза. Тем не менее положительный баланс бюджета за январь-апрель 2022 г. составил 1,04 трлн руб.

В январе – апреле 2022 г. доходы федерального бюджета существенно увеличились по отношению к соответствующему периоду 2021 г., в основном за счет нефтегазовых доходов. Основная доля нефтегазовых доходов приходится в настоящее время на НДПИ на нефть,  газовый конденсат и природный газ; в январе – апреле 2022 г. она составила 81% в их общем объеме. В течение последующих месяцев 2022 г., в случае усиления санкций, возможно сокращение экспорта углеводородов и экспортных цен, а вслед за этим и объемов добычи нефти и газа, что негативно скажется на нефтегазовых доходах.

1.jpg

В январе – апреле 2022 г., по данным Минфина России, средняя цена на нефть марки Urals
составила 84,68 долл./барр.; за аналогичный период 2021 г. она составляла 60,47 долл./барр. Отметим, что в апреле 2022 г. этот показатель снизился до 70,5 долл./барр. при средней мировой цене на нефть марки Brent около 106 долл./барр., то есть российская 
нефть продается с большим дисконтом.

Поступления не нефтегазовых доходов федерального бюджета в январе-апреле 2022 г.  выросли (год к году) на 5,5%. В апреле 2022 г. эти поступления сократились (год к году)  почти на 20%, но это сокращение в основном связано с особенностями налоговой отчетности по «внутреннему» НДС (налоговым периодом по НДС является квартал). 

Поэтому более адекватная информация по «внутреннему» НДС и не нефтегазовым доходам бюджета в целом появится в бюджетной отчетности за первое полугодие 2022 г. Тем не менее на основе апрельской информации можно сделать выводы о существенном сокращении налоговых поступлений, связанных с импортом. НДС на импорт сократился в апреле на 36% (год к году), поступления от ввозных пошлин – на 43%. Такое сокращение обусловлено как сокращением импорта, так и резким укреплением рубля. В целом же за январь – апрель 2022 г. НДС на импорт вырос (год к году) на 6,4%, ввозные пошлины сократились на 3%.

Расходы федерального бюджета в январе – апреле 2022 г. составили почти 9 трлн руб.; в номинальном выражении их прирост (год к году) составил 26%, в неизменных ценах – 11%. 
В апреле 2022 г. рост расходов резко ускорился, их объем достиг 3,1 трлн руб., прирост составил 38% (год к году). При этом по отношению к марту 2022 г. расходы выросли на 33%. 

Изменение структуры расходов в апреле текущего года по отношению к показателям годичной давности характеризуется темпами прироста расходов по видам функциональной 
классификации (см. рис. 2).

Наиболее высокими темпами росли расходы на национальную оборону (рост в 2,5 раза); 
расходы на национальную экономику и социальную политику выросли на 55%. Сократились расходы на охрану окружающей среды (на 28%) и на здравоохранение (на 30%). 

Положительный баланс федерального бюджета за январь-апрель 2022 г. составил 1 трлн руб. при апрельском дефиците в размере 263 млрд руб., который связан, прежде всего, с быстрым ростом расходов, незначительными (в силу сезонных особенностей) поступлениями по внутреннему НДС и сокращением поступлений налогов на импорт. 

2.jpg

В современных условиях очевидно, что запланированные на 2022 г. доходы и расходы федерального бюджета, составляющие соответственно 25 и 23,7 трлн руб., будут 
пересмотрены. В соответствии с последним консенсус-прогнозом Института «Центр развития» дефицит федерального бюджета в 2022 г. составит 1,5% ВВП. По оценкам, основанным на макроэкономическом прогнозе Института «Центр развития», доходы федерального бюджета в 2022 г. составят 28,4 трлн руб. Разумеется, в течение года в прогноз доходов придется вносить поправки. 

Что касается бюджетных расходов, то они неравномерно распределены по месяцам года и к концу года обычно существенно возрастают. Однако затраты на проведение спецоперации и программу антикризисных мер наверняка серьезно скорректируют общую динамику госрасходов.

Если предположить, что в оставшиеся месяцы 2022 г. расходы федерального бюджета будут исполняться в соответствии с исторически сложившейся сезонностью, но с учетом дополнительных затрат на уровне апреля, то общий объем расходов на конец года составит 32,2 трлн руб. (см. рис. 3).

3.jpg

При таком сценарии дефицит федерального бюджета составит 3,85 трлн руб., или 2,7% ВВП. 

Такой крупный дефицит может быть профинансирован (при неработающем рынке внутренних заимствований) только за счет остатков средств Минфина на счетах Федерального казначейства (4,5 трлн руб.), а возможно, и с привлечением средств ФНБ.

Авторы: Андрей Чернявский, Николай Кондрашов

Информационный партнер НИУ ВШЭ — «PRоБизнес72»

Источник: Институт  «Центр Развития» НИУ «Высшая школа экономики» 




Возврат к списку

PRоБизнес72.jpg

Самое читаемое

Актуальные темы