Сквозные оценки отраслевой рискоустойчивости

Динамика рискоустойчивости наблюдаемых базовых отраслей экономики России на фоне общего роста «экономического беспокойства» и «исключительной неопределенности» отличилась достаточно сдержанной реакцией на поступающие вызовы конъюнктуры, однако сопровождалась накоплением негативных тенденций, вызвавших ее дестабилизацию по итогам первого полугодия текущего года. 



Сквозные оценки отраслевой рискоустойчивости

Тем не менее, преломление восстановительных трендов Индекса рискоустойчивости (ИРУ), сформировавшихся в конце 2021 г. оказалось не критичным для большинства исследуемых сегментов и выражалось в смещении с коррекционной траектории в диапазоны значений, где уровень рискоустойчивости оставался далек от среднесрочных ретроспективных негативных экстремумов. 

По-прежнему ключевой особенностью в изменении ИРУ оказалась ярко выраженная отраслевая адаптивность и стрессоустойчивость к рискам и эффектам санкционных ограничений, обеспечившая очередной разрыв в скорректированной динамике индекса.

Высокую рискоустойчивость по итогам II квартала т.г. продолжали сохранять предприятия добывающей промышленности, предприятия по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха, а также строительные организации. 

В то же время, обрабатывающий сегмент, располагавший аналогичным статусом до февраля т.г., уже с марта стал демонстрировать активную потерю позиций, оказавшись единственной из исследуемых отраслей, кардинально изменившей траекторию движения. Кроме того, темпы ухудшения ИРУ в течение марта-июня преобладали над остальными отраслями, обусловив преодоление индексом кризисного пика, достигнутого в пандемию 2020 г. 

В частности, оценка Индекса начиная с марта и по июнь т.г. свидетельствовала о росте негативного напряжения всех наблюдаемых обрабатывающих производств, которые транслировали неоднородную, но усилившуюся уязвимость к факторам неопределенности и новым рискам конъюнктуры, определивших переход сегмента на низкий уровень рискоустойчивости впервые с момента кризисного спада 2020 г. (ИРУ в марте впервые перешел критический рубеж и составил 100,2 против 99,5% в феврале т.г.). 

Июньская динамика индекса также сохранила тенденцию накопления негативных эффектов экономических ограничений. Вместе с тем, впервые с февраля не выявлен негативный перелом динамики индекса ни у одного вида деятельности. Соотношение числа обрабатывающих подотраслей с высокой и низкой рискоустойчивостью составило 6 к 17 против 14 к 9 в феврале (из 23).

Одновременно, низкая рискоустойчивость продолжила характеризовать способность сопротивляемости к шокам организации розничной и оптовой торговли, а также сферы услуг. 

С точки зрения интенсивности темпов снижения рискоустойчивости к IV кварталу 2021 г. в тройке антилидеров, помимо обрабатывающей промышленности, наибольший рост уязвимости продемонстрировал добывающий сегмент и сфера услуг (ухудшение ИРУ на 0,8 и 0,6 п.п. соответственно). 

Агрегированные оценки результатов экономического развития предприятий и организаций, выраженные в значениях ИРУ, позволяют детализировать ситуацию в разрезе конкретных сегментов российской экономики более подробно.

Примечание: Значения и изменения ИРУ для отраслей промышленности представлены в июне т.г. по сравнению с декабрем 2021 г.; для сферы услуг, строительства, розничной и оптовой торговли во II-м квартале по сравнению с IV-м 2021г.

Рискоустойчивость организаций реального сектора экономики и сферы услуг (II квартал 2022 г.)
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил информационный обзор, характеризующий динамику уровня Индекса рискоустойчивости (ИРУ), используемого для диагностики деловой активности и «природы» стрессовых колебаний, в разрезе ключевых сегментов российской экономики.  
Перекрестный анализ секторальных агрегированных оценок посредством данного индикатора направлен на измерение масштаба негативных тенденций в динамике значений Индекса укрупненных отраслей промышленности, строительных компаний, а также организаций розничной и оптовой торговли, а также сферы услуг в текущем периоде по сравнению с предшествующим. 
Индекс в реальном масштабе времени отражает совокупные предпринимательские оценки факторов, лимитирующих деловую активность и обусловленных наиболее значимыми социоэкономическими эффектами текущих рисков и вызовов, показывает секторальные реакции на возникающие шоки. Такие факторы транслируют различные аспекты кризисной динамики, включающие в том числе влияние спроса, налогообложения, финансовой ситуации, дефицита трудовых и материальных ресурсов, а также внутренней и внешней неопределенности, с которой сталкиваются предприятия.
Значение Индекса 100% выражает «нейтральный» уровень рискоустойчивости, в то время как значения выше 100% и ниже 100% – соответственно, снижение и повышение ее динамики в течение месяца и квартала.
Для расчета использовались результаты обследований деловой активности российских предприятий и организаций, в мониторинговом режиме проводимых Росстатом. В данном обзоре отраслевые Индексы рискоустойчивости базируются на ежемесячных опросах руководителей более 4,5 тыс. крупных и средних предприятий промышленности и ежеквартальных - более 6,0 тыс. строительных фирм, 10,0 тыс. организаций розничной и оптовой торговли и 5 тыс. организаций сферы услуг. 
В качестве основных подходов к разработке Индекса применялись методологические принципы квантификации непараметрической информации и построения композитных циклических индикаторов Европейской Комиссии (ЕС) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОECD). 
Работа подготовлена в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Информационный партнер НИУ ВШЭ — «PRоБизнес72»

Источник: НИУ ВШЭ



Возврат к списку

Актуальные темы