Взрыв личной инфляции

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя


Взрыв личной инфляции

В июле дефлятор продемонстрировал пятикратный рост по сравнению с предыдущим месяцем – с 0,3% до 1,5%. Причиной такого скачка оказались выросшие на 3,6% тарифы на услуги ЖКХ. Если бы россиянам не удалось сэкономить на покупке повседневных товаров (-0,5% к июню), возможно, рост дефлятора был бы еще выше. Экономия на товарах стала возможной благодаря сезонному снижению цен на фрукты и овощи, а также продолжающейся стратегии интенсивного шопинга.  

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центральных банков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

В минувшем июле дефлятор повторил скачок годичной давности. Летом прошлого года величина дефлятора резко подскочила с 0,5% в июне до 2,9% в июле, то есть почти вшестеро. В нынешнем же году скачок оказался пятикратным – с 0,3% в июне до 1,5% в июле (см. Диаграмму 1). Таким образом, июльское значение дефлятора оказалось фактически несопоставимым с показателем официальной инфляции, рассчитанной Росстатом в 0,1%. А различие между накопленными с начала года значениями дефлятора и инфляции хоть и сократилась до 0,3%, но с той лишь разницей, что теперь дефлятор превышает инфляцию. Напомним, что в предыдущие месяцы инфляция превосходила по своему значению дефлятор, в частности в июне – вдвое (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Июль 2016 – июль 2017.

2.jpg

Источник: Romir Scan Panel, Росстат


Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом июля 2017.

3.png

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Причиной скачка дефлятора, как и в прошлом году, стали выросшие на 3,6% тарифы на услуги ЖКХ, на которые потребители никак повлиять не могли. Не могли они оказать и никакого влияния и на чуть выросшие цены на бензин – на 0,2% (см. Диаграмму 3).

Россиянам удалось немного снизить личную инфляцию в июле только за счет экономии на повседневных товарах, за которые они платили в июле на 0,5% меньше, чем месяцем ранее. Это оказалось возможным в первую очередь благодаря сезонному снижению цен на плодоовощную продукцию. Но не стоит также забывать и о продолжающемся тренде интенсивного шопинга, когда покупатели в поисках наиболее выгодных ценовых предложений посещают большее число магазинов.

Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Июль 2016 – июль 2017.

4.jpg

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Источник: Исследовательский холдинг Ромир

Возврат к списку

Баннер.jpg

Самое читаемое

Актуальные темы