Креативные индустрии развивают межрегиональную мобильность

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые анализирует предпринимательскую активность в креативных индустриях России в разрезе межрегиональной мобильности организаций. Данные о том, как часто бизнесы переезжали или меняли адрес юридической регистрации, представляются особенно актуальными на фоне активной разработки регионами мер стимулирования креативной экономики.


Креативные индустрии развивают межрегиональную мобильность

Главные выводы:

–  Лидируют по частоте переездов в другой регион организации креативных индустрий, связанные с цифровыми технологиями: за рассматриваемый период адрес юридической регистрации сменили 2,86% организаций из числа создателей видеоигр и 1,45% разработчиков ПО. В топ-5 вошли также относящиеся к наиболее цифровизированным индустрии кино, сериалов и анимации. В среднем юридическую регистрацию меняла каждая сотая организация креативных индустрий (1,02%), это примерно сопоставимо с организациями других видов экономической деятельности (1,11%).

– Высокий уровень мобильности показали мода и ювелирное дело, хотя обычно эти бизнесы привязаны к производственным мощностям на конкретных территориях. Вероятно, необходимость в переезде была вызвана активным ростом этих компаний, стимулируемых государственными мерами: 60% сменивших регистрацию представителей моды и ювелирного дела до переезда получали финансовую или консультационную поддержку.

– Предприниматели, ожидаемо, предпочитают столичные регионы (в Москву перебазировались за анализируемый период 0,6 тыс. организаций, в Московскую область — 0,4 тыс., в Санкт-Петербург — 0,1 тыс.). Всего на Москву и Санкт-Петербург пришлось 36,3% от всех случаев перерегистрации креативных бизнесов, однако и в обратном направлении адрес сменили почти столько же организаций (36,4%).

– Помимо столичных агломераций, в топ-10 вошли крупные промышленные регионы (Ленинградская, Свердловская, Нижегородская и Тюменская области, а также Республика Татарстан); привлекающий своими рекреационными ресурсами и туристическим потоком Краснодарский край; республики Калмыкия и Удмуртия (предположительно за счет сниженной ставки по налогу, уплачиваемому при упрощенной системе налогообложения).

– Частота переездов организаций креативных индустрий в другой субъект РФ коррелирует с размером бизнеса: больше всего «релокантов» среди микропредприятий и малых организаций (81% и 16,4% соответственно против 0,8% и 1,8% среди крупных и средних).

– Вероятность переезда в другой регион связана похожим образом и с возрастом организаций. Пик переездов приходится на бизнесы, которые ведут деятельность в течение трех–шести лет, т. е. на те, которые уже пережили самые ранние этапы своего развития. Их доля составляет 37,5% организаций креативных индустрий, сменивших регион регистрации, и только 18,8% общего числа.

– Географическая близость оказалась еще одним фактором, определяющим направления переезда организаций креативных индустрий. В четырех из 10 случаев они меняли свою регистрацию на соседний регион. При этом большая часть (68,3%) этих перетоков осуществлялась из Москвы в Московскую область и обратно.

Комментирует Виктория Боос, руководитель Лаборатории исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Исследование позволило проверить на примере креативных индустрий популярные стереотипы о мобильности экономических агентов. В частности, доказала свою действенность метафора цифрового кочевника в контексте развития российских регионов. Особенно интенсивно потоки таких кочевников проходят между центром и периферией крупнейшей столичной агломерации. Это соответствует мировому тренду, когда высокая концентрация представителей креативных индустрий выходит за границы городского ядра.

Вместе с тем еще одно расхожее представление о том, что представители всех креативных индустрий в среднем намного мобильнее других предпринимателей, в случае России пока не подтвердилось. Возможно, причиной является отсутствие специальных экономических зон для креативных индустрий и особых преференциальных условий в каких-либо регионах».

По ссылке приведены более детальные сведения.

Справочно: эмпирической базой для анализа послужила информация из базы данных «Спарк-Интерфакс» о создании и ликвидации за период 2019–2024 гг. организаций, относящихся к 17 креативным индустриям («Музыка»; «Исполнительские искусства»; «Кино и сериалы»; «Анимация»; «Видеоигры»; «Программное обеспечение»; «Медиа и СМИ»; «Книжное дело»; «Реклама и пиар»; «Арт-индустрия»; «Народные художественные промыслы и ремесла»; «Культурное наследие, отдых и развлечения»; «Дизайн»; «Архитектура и урбанистика»; «Мода»; «Ювелирное дело»; «Гастрономия»).

Информационный партнер НИУ ВШЭ — международное СМИ PRоБизнес72

Источник: НИУ ВШЭ



Возврат к списку

Актуальные темы