Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2024 года

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» представляет экспресс-информацию о состоянии делового климата в сфере услуг во II квартале 2024 г., а также ожиданиях на III квартал 2024 года.



Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2024 года

Ключевые результаты:

Исходя из обобщённых мнений руководителей организаций сферы услуг (в анализируемом обследовании Росстата в основном представлены экономические агенты предоставляющие персональные услуги населению, кроме рекламы и грузовых перевозок) их предпринимательские бизнес-настроения во II квартале т.г. выглядят весьма позитивно. В частности, главный результирующий композитный индикатор исследования – индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в отчётном периоде составил (+4%). Это лучшее поквартальное значение ИПУ за последние 9 лет. Причём максимальные значения, выявленные во II квартале т.г., были характерны не только для общего ИПУ и его трёх составляющих, но и для большинства других операционных показателей, формирующих состояние делового климата в исследуемых видах сферы услуг.

Относительно благоприятная ситуация в сфере персональных услуг населению подтверждается и количественными данными Росстата. В мае т.г., по данным статистической службы, населению было оказано платных услуг на 1,4 трлн.руб. или 104,3% (в сопоставимых ценах) к маю предыдущего года.

3.jpg

Основным драйвером улучшения бизнес-настроений предпринимателей из сферы услуг является рост реальных располагаемых доходов населения, включая рост их реальных заработных плат, наблюдаемый в России в последнее время. Так, номинальная заработная плата в январе-мае т.г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросла на 119,0%, а реальная – на 110,5%. Учитывая практически галопирующий (от 10 до 50%) рост заработных плат населения, растёт и их платёжеспособность. В свою очередь, экономическое благополучие сферы услуг, особенно персональных услуг населению, впрочем, как и розничной торговли, в огромной степени зависит от платёжеспособности конечных потребителей услуг – домашних хозяйств. Именно позитивная динамика платёжеспособности населения и, соответственно, рост потребления товаров и услуг, в наибольшей степени стимулирует экономических агентов, предоставляющих персональные услуги к наращиванию своей деловой активности.

– Безусловными лидерами среди 15 наблюдаемых в исследовании подвидов деятельности сферы услуг во II квартале т.г. стали «санаторно-курортные организации» и «туристические услуги». Частные индексы предпринимательской уверенности в этих видах деятельности составили (+28%) и (+22%), соответственно;

– Среди операционных показателей «первого» ряда наиболее заметные и позитивные изменения по сравнению с I кварталом т.г. выявлены по общему спросу на услуги. Так, баланс мнений респондентов по данному показателю по сравнению с предыдущим кварталом улучшился сразу на 16 п.п., составив (+2%). Это одно из лучших поквартальных значений за последние 10 лет;

– В отчётном квартале практически не выявлено заметной турбулентности на рынке труда в сфере услуг. В основном респонденты сообщали о сохранении численности занятых на уровне предыдущего квартала. Наиболее заметно набор персонала проходил в преддверии пикового сезона в санаторно-курортных организациях;

– Несмотря на заметный рост заработных плат населения и соответственно рост потребительского спроса на услуги в отчётном квартале, по мнению предпринимателей, инфляционная составляющая оставалась в пределах предыдущего тренда с небольшим фоновым ростом. Вместе с тем, из-за своей ярко выраженной сезонной составляющей значительно интенсивнее, чем в целом по выборке, увеличивали цены (тарифы) на свои услуги –санаторно-курортные учреждения, туристические организации и гостиницы. Как показывает ретроспективный анализ мнений респондентов, именно в этих видах деятельности в «мёртвый» осенне-зимний сезон, будет наблюдаться заметное снижение цен;

– Прогнозные оценки респондентов относительно состояния делового климата своих организаций в III квартале т.г. выглядят достаточно благоприятно. Особенно повышенным прогнозным оптимизмом отличаются сезонные подвиды сферы услуг-санаторно-курортные учреждения, гостиничный и туристический бизнес.

Подробный материал по ссылке

Информационный партнер НИУ ВШЭ — международное СМИ PRоБизнес72

Источник: НИУ ВШЭ



Возврат к списку

Актуальные темы