В Высшей школе экономики рассказали о старых и новых традициях в новогоднюю ночь
Встречают с семьей, готовят оливье и сельдь под «шубой», много общаются и верят в лучшее: как празднуют Новый год?
Новый год для россиян остается главным объединяющим праздником, который празднуется, как правило, с семьей. Об этом говорится в информационном листке «НЭП: Новости экономического поведения», который вышел под научной редакцией заместителя директора Института социальной политики ВШЭ Оксаны Синявской. В исследовании анализируются материалы серии из 35 глубинных интервью, проведенных в ноябре 2024 года в рамках проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств».
По данным ВЦИОМ, Новый год планируют отмечать 97% россиян, и 76% россиян собираются праздновать его у себя дома. Как рассказали опрошенные экспертами ВШЭ респонденты, в полночь под бой курантов за столом оказываются самые близкие люди, этот день — повод собраться и лично пообщаться со своей семьей, неважно — маленькой или большой, молодой, только созданной или многопоколенной.
О праздновании Нового года с друзьями в качестве альтернативы семейному торжеству говорят только молодые люди, еще не создавшими свои семьи. В других случаях близкие друзья с семьями становятся участниками новогоднего застолья, либо встреча с ними планируется в новогоднюю ночь.
Семьи собираются за праздничным столом еще с вечера. Застолье — важный новогодний ритуал, но в современной России меню праздничного стола и его изобилие уходят на второй план, а самым важным становится возможность встретиться с близкими и пообщаться.
С исчезновением дефицита и появлением возможности поесть вкусные продукты в любое время года культ изобилия уходит. В то же время при планировании новогоднего меню хозяева хотят порадовать себя и гостей и приготовить что-нибудь необычное. Основу новогоднего стола составляют салаты, традиция приготовления которых пришла из советского прошлого: оливье и сельдь «под шубой» или мимоза, а также горячее мясное блюдо. Новая традиция связана с присутствием на новогоднем столе деликатесов — бутербродов с красной икрой или рыбой. Сладкое — торты и другие десерты — в новогоднее меню включают не все. Эти блюда чаще ассоциируются с днями рождения; на Новый год стараются покупать фрукты (конечно, мандарины!) или мороженое.
Разнообразие меню отчасти связано с национальными традициями. На новогодних столах появляются также пироги, студни и холодец, пельмени, манты и даже супы. Молодежь привносит в традиционное меню элементы современности, добавляя к привычному меню приготовленные дома салат «Цезарь», буррито и даже пиццу.
Готовить блюда для новогоднего стола предпочитают дома даже те, кто в остальное время охотно покупает готовую еду или питается вне дома. И это не только про вкус и качество блюд, но и про совместные усилия членов семьи, которые сближают и воспринимаются как неотъемлемая часть праздника.
Сохраняется традиционное разделение задач на женские и мужские. Мужчины чаще играют роль помощников — они занимаются убранством дома, совершают покупки по спискам, составленным женщинами, помогают с тяжелой и подготовительной работой. Вместе с тем, в рассказах молодых мужчин видна уже большая вовлеченность в новогодние кулинарные хлопоты, хотя и все еще на вторых, помогающих, ролях.
Традиционный напиток новогоднего стола — шампанское. Его под звон курантов пьют практически все. Другой алкоголь — вино, водка — упоминается реже. В основном респонденты собираются за новогодним столом, чтобы пообщаться, повеселиться, поесть, но не выпить.
В целом, говоря о том, как будет проходить празднование Нового года, опрошенные называли просмотр телевизора, но преимущественно фоновый, параллельно с приготовлением еды и разговорами; сбор и общение близких за столом, подъем бокалов с шампанским под куранты; иногда — гуляния на улице, с друзьями. В семьях, где есть дети, сценарий праздника выстраивается с учетом их потребностей — в нем появляются Дед Мороз, конкурсы и игры.
В интервью приняли участие 18 женщин и 17 мужчин в возрасте 20-64 лет из разных регионов России, проживающих в городах-миллионниках, городах с численностью от 500 до 999 тыс. чел., городах менее 100 тыс. чел., других городах, ПГТ и селах.
Подробнее по ссылке
Информационный партнер НИУ ВШЭ — международное СМИ PRоБизнес72
Источник: НИУ ВШЭ