Время трудоголиков: россияне не готовы работать меньше ради досуга
Только 8,1% россиян предпочли бы сократить свой доход ради того, чтобы иметь больше свободного времени. Об этом говорится в четвертом в 2024 году выпуске «Барометра экономического поведения домохозяйств в России», подготовленного экспертами НИУ ВШЭ под редакцией заместителя директора Института социальной политики Вышки Оксаны Синявской.
В рамках исследования, в частности, в 2023-2024 гг. проводится регулярный опрос населения в возрасте 18 лет и старше. По его данным, почти вдвое чаще (15,8%), чем в среднем по стране, готовы сократить свои рабочие часы ради увеличения досуга занятые с высокими доходами (150 тыс. руб. в месяц и выше), проживающие не в Москве.
Больше ценят досуг также мужчины с низкими доходами (20 тыс. рублей в месяц и ниже). Среди них доля тех, кто хотел бы больше свободного времени, составляет 14,8%.
Меньше всего готовы сокращать свои рабочие часы жители Москвы. Среди них доля тех, кто согласен отказаться от заработка ради досуга, всего 2,8%. При этом большинство (58,2%), выбравших эту альтернативу, за дополнительные два часа свободного времени готовы пожертвовать менее 10% своего дохода.
41% занятых россиян, наоборот, хотели бы работать больше ради увеличения дохода. Из них 92,5% готовы трудиться на два часа в день больше, остальные согласны увеличить рабочее время менее чем на два часа в день.
Самая высокая доля тех, кто хочет трудиться больше ради увеличения дохода, среди населения с низкими доходами. Почти половина (49,8%) занятых с заработком ниже 20 тыс. руб. в месяц готовы больше работать. Также ведет себя и население с наиболее высокими доходами. 44,1% этой группы готовы работать больше ради увеличения дохода.
Наличие нескольких занятых в домохозяйстве снижает готовность работать больше ради увеличения личного дохода. Особенно заметен этот тренд у женщин. 47,6% единственно занятых в домохозяйстве готовы на увеличение рабочих часов. Если же женщина не единственный работающий член семьи, эта доля сокращается до 36,5%. Среди мужчин такие различия также наблюдаются, но они менее заметны: их доли составляют 46,2% и 42,8% соответственно.
Чем больше семья, тем выше готовность ее членов работать больше. Но у многодетных женщин выше готовность к сокращению рабочих часов ради увеличения количества свободного времени, чем у женщин без детей или с одним ребенком (13% у многодетных против 8% в других категориях соответственно). Скорее всего многодетным матерям требуется больше времени на детей, и они чаще выбирают гибкие формы занятости.
Готовность населения работать больше в целом согласуется с трендами рекордно низкой безработицы в стране и расширяющимися возможностями гибкой занятости, включая платформенную, отмечается в выпуске. По данным Росстата, в октябре 2024 г. численность занятых в возрасте 15 лет и старше достигла беспрецедентного значения в 74,6 млн чел., увеличившись по сравнению с октябрем 2022 г. на 1,8 млн чел. и на 0,5 млн чел. по сравнению с октябрем 2023 г. Общая численность безработных с августа 2024 г. держится на минимальной отметке в 1,8 млн чел., а численность безработных, зарегистрированных в органах занятости, в октябре 2024 г. достигла очередного минимума — 287 тыс. чел.
За январь-сентябрь 2024 г. объем отработанного времени в расчете на 1 работника составил 1308,3 часа. Это на 0,3% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Средняя фактическая продолжительность рабочего дня составила 7,15 часа и была выше на 0,3% аналогичного показателя за январь-сентябрь 2023 г.
О докладе: Очередной выпуск Барометра экономического поведения домохозяйств, четвертый в 2024 г., представляет результаты статистического мониторинга уровня жизни и потребительских расходов населения России по октябрь 2024 г. включительно. Изучаются особенности экономического поведения населения на данных оперативной статистики Росстата, статистики Банка России, а также на материалах регулярного опроса «Экономическое поведение домашних хозяйств», охватывающего население России в возрасте 18 лет и старше и реализуемого в НИУ ВШЭ с июня 2023 г. (ЭПДХ ВШЭ). В анализ включены четыре волны исследования: июнь-июль 2023 г., сентябрь-ноябрь 2023 г., декабрь 2023 г. — февраль 2024 г., март-май 2024 г. Обследование проводится методом личного интервью с населением 18 лет и старше по репрезентативной в масштабах страны выборке в 55 регионах России.
Подробнее по ссылке
Информационный партнер НИУ ВШЭ — международное СМИ PRоБизнес72
Источник: НИУ ВШЭ